Вантуз, тапка, два стола
Пусть и не оригинальная, но очень замечательная идея: рассказать ребенку о музыке, играя, на чем попадется. И прямо со сцены театра. Так сделал Константин Солдатов, художественный руководитель драмтеатра в своем новом семейном спектакле «Вечный двигатель».
На сцене – самые молодые артисты и все, что попалось под руку: стаканы, тапки, железное мусорное ведро, деревянная катушка для строительного кабеля. А еще большой экран, благодаря которому нивелируется нехватка ресурсов театра. Сама задумка очень удачная — издавать звуки и отбивать ритм с помощью самых различных вещей, показывая таким образом детям все музыкальные направления.
Рассказ получился не заумным и не скучным и, главное, разнообразным. Музыка для создателей спектакля — это не только Бах или Чайковский, это еще джаз, а также такие современные направления, как рэп или фанк. Каждое из них актеры иллюстрируют с помощью видеозарисовок. Вот они яркие, идут по солнечному городу в наушниках, пританцовывают. А потом уже на сцене бьют резиновой шлепкой по деревянной установке, или вантузом булькают в воде, или деревянной палочкой отбивают ритм по стаканам разной величины. На все это наложены стихи детского поэта Андрея Усачева: про маму, путешествия и тот самый вечный двигатель, который вынесен в заголовок спектакля (не сложно догадаться, о ком в данном случае идет речь).
Это действо многим напомнит самый известный спектакль Театра кукол им. Образцова «Необыкновенный концерт», где куклы пародируют разные жанры искусства также с помощью подручных средств. Еще одна часть интересующейся аудитории, возможно, проведет параллель с творчеством нью-йоркской Blue Man Group. Они появились в 1987 году и известны тем, что исполняют популярные музыкальные произведения на выдуманных инструментах.
У детей же спектакль может вызвать настоящую бурю эмоций — он учит создавать себе праздник из самых простых вещей (хотя, конечно, в большинстве случаев об этом нужно напоминать взрослым). И 1 июня, на премьере, они смотрели большую половину спектакля внимательно, вслушиваясь в «музыкальные звуки» и подыгрывая актерам. И, конечно, подключились к процессу стучания по кастрюлям и игре на бельевых решетках, как только им такая возможность предоставилась.
Спектакль мог бы получиться полнозвучным, гармоничным и очень эмоциональным. Если бы не одно «но». Артистов было очень мало, а звуки, которые они издавали, были очень тихими. На большой сцене драмтеатра их игра выглядела очень камерно. Иной раз приходилось прислушиваться, чтобы разобрать слова, которые они произносили. Поэтому оставалось только фантазировать и представлять, как бы звучали те же стаканы, если бы на них играл целый квартет.
Но это взгляд взрослого человека. Возможно, детям было всего достаточно. И будет, безусловно, прекрасно, если они после таких выдуманных музыкальных инструментов заинтересуются настоящими.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru