«Вредные мухи»
21.12.2014 22:28:00
1619
0
Региональное ТВ мешает делать красивым федеральное телевидение. Мешает, потому что позволяет себе много лишнего, считают эксперты программы «Разворот на бизнес».
Поэтому против телевидения, в том числе и регионального, принимаются новые законы. Они и предстоящий кризис заставляют СМИ затягивать пояса.
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»: Тема сегодняшней программы «Жизнь в «Теле»: сохранится ли на Вятке региональное ТВ?». Процессы, которые происходят сегодня в экономике, вокруг курса валют, вокруг медиа, вызывают некоторое недоумение. Чего нам ждать?
Светлана Занько, главный редактор радио «Эхо Москвы в Кирове»: Скажите, в СМИ свою роль, насколько я понимаю, играют две составляющие: политическая и экономическая.
Юрий Шлемензон, генеральный директор и главный редактор телеканала «Рен-Киров»: Да, сейчас происходит нарушение главы второй статьи 29 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что каждому человеку гарантируется свобода мысли и слова и каждый имеет право свободно искать, получать, производить, и передавать информацию любым законным способом.
Светлана Занько: В связи с этим все ли телеканалы в России в следующем году будут существовать?
Юрий Шлемензон: Я думаю, при стагнации рынка многие его участники будут уходить. Рекламный рынок тоже сужается. Тот, кто получит госзаказы, выживет. Региональная реклама, по сути, никуда не девается: просто ее объемы сокращаются, а федералы на региональные каналы приходят не так часто.
Светлана Занько: У нас на связи главный редактор телекомпании «ТВ-2» (Томск), которая находится под угрозой закрытия. Скажите, как у вас обстоят дела?
Виктор Мучник, главный редактор телекомпании «ТВ-2»: Компания чувствует себя, с одной стороны, неважно, а с другой – весело. Неважно, потому что ждем нашего отключения от эфира 1 января 2015 года. А весело, потому что сопротивляемся этому всеми законными средствами и все-таки надеемся на то, что сумеем переломить ситуацию.
Олег Прохоренко: Но вас вышли поддержать люди.
Виктор Мучник: Да, на площадь в Томске вышло где-то около 5 тыс. человек по нашим скромным подсчетам, а реально нас поддерживает еще больше людей. Поддерживают потому, что последнюю четверть века мы правильно работали, показывали то, что видели, а не то, что от нас хотели услышать, за то, что очень активно вовлечены в социальную жизнь города (зачастую к нам звонят, чтобы решать какие-то проблемы), проводим благотворительные акции в Томске и т.д.
Светлана Занько: Если посмотреть с точки зрения экономики: канал существует 25 лет – значит - это доходное предприятие?
Виктор Мучник: Мы переживали разные времена. Если честно, то по нам очень сильно бьет складывающаяся ситуация. Но при этом мы – предприятие, которое активно работает на рынке и получает доходы от рекламы. В экономическом смысле все это время мы чувствовали себя достаточно уверенно.
Олег Прохоренко: Если вы все-таки сохранитесь в эфире, насколько сложным в экономическом плане для вас будет следующий год?
Виктор Мучник: Естественно, год будет непростым. На предыдущем отключении от эфира, которое было полгода назад, мы, по нашим подсчетам, потеряли около 10 млн рублей минимум. Сколько мы потеряем на нынешних потрясениях, пока сказать трудно. Те, кто работают в рекламном бизнесе, понимают, что рекламодатели очень нервно реагируют на подобные потрясения. Хотя надо отдать им должное, многие из них очень лояльно к нам настроены. Но если мы сохранимся в эфире, я убежден, что выживем.
Олег Прохоренко: А насколько региональные СМИ окрепли за эти годы и смогут ли противостоять экономическим сложностям.
Виктор Мучник: Многие уже не выжили. Нас осталось не так много, и к великому сожалению наша экономика тесно переплетена с политикой. Но общая наша позиция всегда была такая: если ты не слишком надеешься на власть, если ты не слишком стараешься завязать свой бизнес на государственный бюджет, работаешь на рекламном рынке, имеешь собственных продавцов рекламы, то компания, к примеру, нашего уровня, безусловно, может существовать в экономическом плане. Но при этом она должна приспосабливаться к окружающей обстановке.
Светлана Занько: Насколько у вас большая редакция?
Виктор Мучник: Вся наша редакция - около 60 человек (включая и видеооператоров, и монтажеров и т.д.), продавцов – около 70-80 человек.
Олег Прохоренко: На нашем кировском кабельном канале - «Девятке» - тоже происходят сокращения. С чем они связаны?
Андрей Шпорт, генеральный директор «Медиа-9»: Это связано, прежде всего, с политическим моментом – законодательная база России имеет свойство очень быстро меняться. Замечательный орган Госдума решила, что зритель не должен смотреть рекламу на кабельном телевидении. Если говорить о канале, ради которого все это «затевалось» (я имею ввиду «Дождь»), то его уже и так почти нет – он вещает из квартиры. А если говорить в целом о рынке, то это перспективное направление: люди все больше уходят от традиционных федеральных каналов в какое-либо нишевое телевидение. Предстоящий год, конечно, будет совсем непростым. «Девятка» - это не эфирный канал, а кабельный, их сейчас в стране около 120, и все они решают, как им быть дальше. Можно договариваться с кабельными операторами, чтобы нам перечисляли часть денег. Но этого очень мало. Ни один канал на эти деньги не проживет. Речь идет о сумме около 50 тыс. рублей в месяц. Я думаю, когда депутаты разрабатывали данные поправки в закон, они даже не думали о региональной истории.
Юрий Шлемензон: Вообще региональное телевидение – это такая вредная муха, которая мешает делать красивое телевидение. На федеральных каналах мы уже не видим тех проблем, которые есть в экономике, а «региональщики» пока еще могут себе это позволить. Поэтому нами все время недовольны.
Светлана Занько: Андрей, что будет с каналом дальше?
Андрей Шпорт: Канал мы не закрываем, все отснятые программы выйдут в эфир, но мы, естественно, с 2015 года уберем рекламу. Мы полностью отказались от новых сезонов программ и от новых проектов как таковых. Будем ждать и смотреть, как дальше будет развиваться ситуация.
Светлана Занько: Как вы будете выживать?
Андрей Шпорт: Мы закрыли производство проектов, соответственно, будем жить только за счет тех ресурсов, которые пока еще есть. Будем ждать реакции от законодателя в надежде на то, что он даст откат назад. Я, конечно, понимаю, что если я гружу телезрителя повторами, я его теряю. Но мне важно сохранить канал.
Олег Прохоренко: Предпринимают ли кабельные каналы какие-то совместные действия, чтобы сохраниться?
Андрей Шпорт: Да, мы пытаемся действовать через национальную ассоциацию радиовещателей. У нас создана рабочая группа, мы провели уже несколько встреч, выработали ряд мер и пытаемся действовать через местных законодателей. Нас уже поддержали местные парламенты в Татарстане, Чувашии и Владимирской области.
Юрий Шлемензон: Инициатива сначала должна поступить в региональные парламенты из Госдумы, потом она будет мучительно долго там рассматриваться. Но, вероятнее всего, перспективы этих действий не очень хорошие.
Андрей Шпорт: Если этот проект потеряется, мы будем вынуждены зафиксировать убытки и, возможно, уйдем с рынка.
Александр Рылов, директор «Первого городского канала»: Если канал не размещает рекламу, он в любом случае будет убыточным. «Первый городской канал» есть в кабеле в Нижнем Новгороде, Калининграде и Казани. Но и для того, чтобы канал окупился за счет рекламы, нужно время – срок зависит от конкретных обстоятельств. Интересы регионального телевидения сегодня никак не учитываются. Изначально почти у всех региональных телекомпаний были сетевые партнеры. Потом всем сказали, что скоро появится цифровое телевидение, и сетевики будут не нужны. Дальше пошла речь о том, чтобы региональные каналы сами попадали в мультиплекс. Но для этого нужно заплатить почти миллиард рублей. Тогда каналы поняли, что можно уйти в «кабель». А сейчас опять принимается новый закон.
Светлана Занько: Сколько каналов останется через год?
Юрий Шлемензон: Будет много квазигосударственных каналов. Такие большие нишевые истории, как, например, «National Geographic», останутся, а такие, как «Мать и дитя» будут пачками вырубаться из эфира.
Александр Рылов: Но никто ни завтра, ни послезавтра еще не закрывается, и с точки зрения нашего настоящего и будущего пока все нормально. У нас по-прежнему есть в городе эфирные телеканалы, а новостных телевизионных программ аж пять штук, что вообще не свойственно для регионов. Мы все делаем для того, чтобы быть ближе к зрителю: кроме эфиров мы все вещаем в кабельном, все идем в Интернет.
Юрий Шлемензон: Согласен, есть статистические данные, что сейчас около 30% населения смотрят новости на смартфонах.
Светлана Занько: Как зарабатывают компании, транслируя информацию через Интернет? Рекламодатели же пока не знают, что Интернет – это сила.
Александр Рылов: Нам удается там размещать рекламу. Но телевидение пока по-прежнему - самое популярное СМИ. 80% населения по статистике смотрит телевизор по два часа ежедневно. На второе место уже вышел Интернет, на третьем – радио.
Александр Рылов: СМИ не стоят в стороне от общей экономики. Но в 2008 году ведь не закрылось ни одно СМИ.
Светлана Занько: Однако предстоящий кризис сравнивают с 1998 годом. Что будет со СМИ сейчас?
Юрий Шлемензон: Все то же, что используют другие виды бизнеса – оптимизация расходов.
Александр Рылов: Я каждый месяц рассказываю своим сотрудникам о том, что мы будем делать и как будем жить. Нужно затягивать пояса. Заработная плата в 2015 году расти точно не будет.
Олег Прохоренко: Юрий Львович, мне интересно, как будут складываться ваши взаимоотношения с сетевым партнером – с РЕН?
Юрий Шлемензон: РЕН недавно пролонгировал все наши договоры сразу на пять лет - раньше они действовали только один год. Перспектива второго «мультиплекса» для нас теперь достаточно призрачна. Будем продолжать работать с нашим партнером, надеемся, что даже в это кризисное время он будет улучшать свой контент.
Светлана Занько: Поясните слушателям, что такое мультиплекс?
Александр Рылов: Давайте я объясню: сейчас любой человек может смотреть 10 цифровых каналов. Речь же идет о том, чтобы в нашем регионе запустить в этом году второй мультиплекс – еще 10 федеральных каналов. Но теперь это сдвигается на некий неопределенный срок. В лучшем случае на 2018-2019, а то и на 2022-й. Связано это с отсутствием финансов.
Светлана Занько: У нас огромное количество молодых людей сейчас учится журналистике – мы насчитали аж пять учебных заведений. На что им можно рассчитывать в будущем?
Юрий Шлемензон: Если появится человек с хорошими профессиональными данными, он найдет себе место. У нас же не проводится ни аудита, ни рейтингования этих учебных заведений. Для кого выпускаются все эти люди?
Олег Прохоренко: В итоге, каким будет региональное телевидение через год?
Юрий Шлемензон: Думаю, все наши каналы останутся, хоть мы и будем жить хуже. Сокращения контента в больших объемах не произойдет.
Александр Рылов: А я думаю, вообще ничего особенного не произойдет, если больше в нашем законодательстве ничего не изменится.
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru