Время перемен

10.02.2019 20:58:00 2088 0

Рынок коммерческой недвижимости меняется. В скором будущем привычные торговые центры будут переформатироваться. Об этом рассказал Александр Добрушкес, экс-руководитель торгового центра «Европейский» и нынешний исполнительный директор фитнес-центра Fitts.

О том, почему он сменил сферу деятельности и в как в нашем городе развивается фитнесиндустрия и торговля – в интервью «БН».

БН Александр Львович, как получилось, что вы решили возглавить спортивный центр?

– Действительно, на протяжении более чем десяти лет я работал исключительно в сфере управления коммерческой недвижимостью. К сожалению, в изначально творческой работе по выстраиванию концепции торговых цент ров в последнее время стала преобладать рутина брокериджа, где выбранная концепция зачастую приносится в жертву банальному заполнению пустующих мест. Удовольствия от результатов такой работы стало меньше, зато накопленный управленческий опыт пригодился, когда меня позвали на должность управляющего клубом Fitts. Этот клуб я знал буквально с открытия, где регулярно посещая тренировки, сам в свое время сбросил лишний вес со 113 до 78 килограммов. Знаком и с оборудованием, и с персоналом, и со многими клиентами. Fitts – это в принципе не характерный для Кирова продукт. Открывшись пять лет назад, он задал другую планку для развития фитнес-залов, совершив маленькую революцию в этой сфере, отойдя от формата более привычных на тот день «качалок».

БН Fitts, насколько известно, работает по клубной системе с членскими взносами.

– Вариантов посещения клуба множество – от бесплатных пробных туров до годовых абонементов. Тем не менее, мы, безусловно, приветствуем то, что для людей, которые к нам приходят, спорт становится образом жизни, а не сиюминутным увлечением. Ни для кого не секрет, что достичь идеальной фигуры за одну тренировку нельзя. Стараемся помочь нашим клиентам добиться этого в максимально сжатые сроки: у нас можно получить консультации по питанию, по коррекции привычных жизненных стандартов, в клубе проходят различные семинары, тренинги и множество других, не менее интересных, клубных мероприятий.

БН Вы сказали, что ваш штат сформирован. С кадрами в этой сфере сегодня нет проблем?

– Наши специалисты подбирались на протяжении всех пяти лет, текучки практически нет. Большая часть тренеров работает у нас долго, выстраивая свою карьеру не только в клубе, но и в спорте – у нас, например, работают президенты различных спортивных федераций. Мы не боимся вкладывать силы и средства в людей, в их обучение и совершенствование. Общаясь с коллегами, часто слышу: «Если я выучу сотрудника, вложу в него свои деньги и сделаю его настоящим профессионалом, он же от меня уйдет!» Это роковое заблуждение, характерное для местечкового бизнеса. Как раз тот сотрудник, который становится лучше вместе со своей компанией, который получает новые знания (и, как следствие, может заработать больше денег) – это и есть опора любого работодателя.

БН За последние лет десять на кировском рынке появилось немало новых фитнесклубов, спортивных залов. Это связано с популяризацией ЗОЖ?

– Да, и это хорошо. К сожалению, и у наших земляков есть немало проблем со здоровьем, связанных с не всегда правильным укладом современной жизни. Это отмечается даже на уровне правительства, где здоровый образ жизни выходит на уровень госпрограмм. К примеру, со следующего года работающим гражданам можно будет возмещать НДФЛ по расходам на фитнес. Вы покупаете абонемент – и вам возвращают налоговый вычет: так же, как по учебе или медицинским услугам.

БН Но многие компании сегодня остаются на этом рынке недолго.

– Часто в эту сферу приходят непрофессионалы. Некоторые полагают: можно один раз вложить деньги в оборудование, нанять одногодвух тренеров и начинать получать прибыль. Такое поверхностное отношение сразу видят их клиенты – потребителя услуг сегодня не обмануть. Дело в том, что запросы людей сегодня стали выше, они готовы расставаться с деньгами, но за свои деньги хотят получать качественный продукт. В залах должна быть профессиональная вентиляция, хорошие тренажеры, чистые и просторные душевые, немаловажен и клиентский сервис, и даже клининг. Поэтому чистка рынка неизбежна – в любой сфере бизнеса нельзя стоять на месте. Но если ты работаешь над своим продуктом, вне зависимости от величины занимаемой им доли на рынке, то можешь оставаться на плаву рядом с гигантами. Можно провести аналогию с продуктовыми магазинами. Есть гипермаркеты, куда вы едете с семьей затариться на целую неделю, но есть и магазины формата «у дома», где всегда можно купить что-то недостающее. И в фитнес-индустрии действуют те же законы. Есть и небольшие специализированные залы, которые прекрасно чувствуют себя, не считая своими конкурентами стадионы. Любой формат будет востребован. Главное, чтобы этим продуктом занимались профессионалы. Любительский или даже дилетантский уровень клиент почувствует сразу.

БН А наш город в целом в вопросах развития фитнес-индустрии отстает, например, от столицы?

– Да нет, не совсем так: у нас много залов, которыми можно гордиться. А в Москве, в свою очередь, есть центры разного уровня. Некоторые размещены даже в подвалах и очень просто оборудованы. Я бы не стал говорить, что в Кирове хуже оснащение или тренерский состав. Если у человека есть желание заниматься собой, в нашем городе он точно найдет зал по душе.

БН А те проекты, которые реализует правительство области (я имею в виду, например, крупные спортивные стройки), не помогут поднять профессиональный спорт на новый уровень?

– Это не совсем тот сегмент. Новые спортивные объекты ориентированы прежде всего на массовый спорт, развитию которого уделяется все больше внимания. А профессионалам помимо современного манежа нужен еще и особый тренерский состав. Если говорить о здоровье нации, то на мой взгляд, это верно. Проблема лишь в том, что нам хочется брать с кого-то пример. Профессионалы – это локомотив, за которым мы идем, поэтому и профессиональный спорт нельзя забывать. Помните девиз еще со времен Советского Союза? «От значка ГТО – к олимпийским медалям».

БН От дел спортивных перейдем к делам торговым. Не могу не вспомнить о трагедии, которая произошла в прошлом году в Кемерово. Как «Европейский» прошел последующие за этим проверки?

– Те или иные нарушения, к сожалению, были выявлены у большинства торговых центров. Часть даже была закрыта. «Европейский» продолжил работать. Но при этом у нас и сегодня не останавливаются работы по совершенствованию системы пожаротушения: дело в том, что требования к безопасности объектов массового пребывания граждан меняются постоянно. Поэтому как фитнес-центры постоянно обновляют свое оборудование, так и торговые центры постоянно модернизируют системы безопасности.

БН Те торговые центры, которые были закрыты, снова открылись. Насколько в них безопасно?

– На мой взгляд, современный торговый центр делает все, чтобы быть безопасным для своих гостей: множество путей эвакуации, автоматические системы пожаротушения, проинструктированная охрана. Требования сегодняшнего дня таковы, что априори торговый центр безопасен: большинством собственников были проведены соответствующие мероприятия. К сожалению, форс-мажор, который может привести к трагедии, все же возможен. Но возможность эта – еще и результат халатности и попустительства со стороны администрации ТЦ. Кемерово – тому пример. Там одновременно оказалась нерешенной масса проблем. В Кирове, как это ни печально, тоже бывали пожары в торговых центрах, но всегда обходилось без жертв и большого ущерба. И дело тут не в счастливой случайности, а в том, что в них действительно хорошо отработана система защиты – собственники кировских торговых центров более ответственны.

БН Недавно в ВятГУ было проведено исследование торговой системы города. Оказалось, что у нас переизбыток стационарных торговых площадей. Вы с этим согласны?

– Рассуждать о количестве торговых площадей, на мой взгляд, не совсем верно, потому что к коммерческой недвижимости сейчас предъявляются совсем другие требования, чем несколько лет назад. К примеру, в Кирове нет ни одного центра регионального значения. А полумиллионному городу – такому, как наш – необходим хотя бы один такой объект. Я имею в виду центр на 100 тысяч квадратных метров. Почему, например, к нам не приходит Zara? Одна из причин – компания Inditex заходит сразу пятью магазинами. У нас для таких масштабных проектов просто нет места. Кроме того, многие наши площадки морально устарели: в торговых центрах должна быть создана комфортная среда, прежде всего для посетителей. У нас же подобного размера центр можно разместить разве что за городом. Однако ментальность кировчан такова, что у людей нет привычки ехать в загородный торговый центр на целый день. Пока нам комфортно проводить время в небольших центрах с удобным месторасположением, а многие вообще идут за покупками в магазины у дома. Когда спрашиваю, почему это происходит, люди отвечают: «Так я денег меньше потрачу». Если раньше шопинг был для человека отдушиной, развлечением, то сейчас он, придя домой и разбирая покупки, расстраивается, что потратил слишком много денег. Поэтому переизбыток торговой недвижимости вызван не столько большим объемом предложения, сколько ситуативным отсутствием спроса.

БН Кризис повлиял?

– Отчасти да. Люди стали относиться к покупкам более взвешенно. Но при этом часто они выбирают более качественные товары. В связи с этим в торговле, как и во всех остальных сферах, сильно просела середина. К примеру, люди покупают или дешевые джинсы, или те, которые стоят тысяч десять, а на ассортимент за 4–5 тысяч рублей былого спроса уже нет. Человек экономит свои деньги и хочет получить от своих кровно заработанных максимум пользы.

БН Значит ли это, что торговые центры будут закрываться?

– Рынок, конечно, будет чиститься еще и под влиянием внешних факторов. К примеру, недавно был введен налог на коммерческую недвижимость – 2% от кадастровой стоимости (достаточно большие суммы), растут в цене коммунальные услуги. Все же я думаю, что существующие здания не будут заброшены, их непременно переформатируют. Это могут быть и офисные, и медицинские, и спортивные центры. Уже меняется и сам формат торговли (все более привычной становится, например, интернет-торговля). Я за здоровую конкуренцию, в том числе и в этом секторе. Если у нас останется всего два-три торговых центра, в них будут слишком высокие арендные ставки, они уже вряд ли окажутся в шаговой доступности от дома, что в итоге негативно скажется и на потребителях. Давайте смотреть вперед. Не надо зацикливаться на торговле – времена сверхприбылей и быстрой оборачиваемости средств здесь, может, и прошли, но торговля заняла существенный сегмент в экономике, будет в нем существовать, перейдя просто на другой уровень. Пока я не вижу причин для бурного всплеска торговли прошлых лет, когда человек за год мог заработать на машину, просто перепродавая что-то. Пусть это сегодня не самый доходный бизнес, но он по-прежнему один из самых простых для захода. Впрочем, и он стал более структурированным, этим бизнесом теперь занимаются профессионалы своего дела. Они уже не ездят с клетчатой сумкой в Москву на барахолку, у них выверенный ассортимент, налажена качественная работа с клиентами. Денег стало меньше, доставаться они стали труднее – рынок диктует новые условия.

БН Сказав о клетчатой сумке, вы напомнили о нашем Центральном рынке, который до сих пор работает в устаревшем формате. Что с ним нужно сделать, на ваш взгляд?

– Мало того, что он и сам морально устарел, появились еще и требования законодательства, требующие от рынка изменений. На мой взгляд, переносить его оттуда нет необходимости, но переформатировать надо. Можно установить систему вентиляции, кондиционирования, необходимо проводить качественный ветконтроль предлагаемой покупателям продукции. А вместо пустующих палаток, например, создать парковочные места. На том же Западе повсеместно встречаются продуктовые рынки. Да и восточное гостеприимство не представить без изобилия восточного рынка. К сожалению, сегодня борьба с рынками по всей нашей стране привела к закрытию многих из них. Очень жаль.

БН А что делать с НТО? Их тоже немного осталось.

– Магазины шаговой доступности, в том числе ларьки, очень удобны для населения. Особенно они важны для маломобильных граждан (тех же пенсионеров). Да, нужен регламент по работе с ними, нужно разработать такой дизайн, чтобы такие объекты не портили облик города. Нужно закрывать их, если торгуют «пузырьками». Но если рядом с домом можно купить цветы, газеты, свежую выпечку, овощи-фрукты, товары местных сельхозпроизводителей, продукции которых сложно попасть на полки супермаркетов, – это прекрасно. Любые цивилизованные формы торговли имеют право на существование.

Досье

Александр Львович Добрушкес, исполнительный директор фитнес-центра Fitts, эксдиректор торгового центра «Европейский».

Дата и место рождения: 18 декабря 1974 года, Киров.

Образование: два высших, получает третье.

Карьера: после института работал старшим продавцом, директором магазина, занимался оптовой торговлей промышленной химией. Последние десять лет занимался коммерческой недвижимостью (работал в «Jam Молле», ряде других торговых центров). С начала 2019 года – исполнительный директор фитнес-центра Fitts.

Увлечения: спорт, путешествия по области, прогулки на велосипеде.

Любимая литература: современная – от Сорокина и Пелевина до Хёга и Бегбедера.

Любимое блюдо: отказался от мяса животных, поэтому в предпочтении – любая растительная пища.

Девиз: Не останавливаться на достигнутом.

Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте