Простые покупатели предпочитают не задумываться об экономических перспективах, и просто радуются низким ценам.

Все не слава богу

27.06.2011 06:58:00 1551 0
В России случилась любопытная вещь: в июне, впервые за много месяцев, остановилась инфляция.


Участники «Круглого стола»:
Дмитрий Кайсин, директор компании «Метализинг», директор портала «Вятка-на-Сети».
Владимир Журавлев, директор колбасного завода «КИБИ»
Михаил Курашин, депутат Законодательного собрания Кировской области
Владимир Скобелкин, председатель совета директоров «Первого Дортрансбанка»
Константин Кропанев, исполнительный директор ФК «АЖИО»

 В буквальном смысле рост цен составил 0%. Население, хронически не успевающее в ценовой гонке, на определенный промежуток времени может вздохнуть спокойно. Кроме бизнеса. Потому что стагнация доходов населения вкупе с остановившейся инфляцией грозит экономике новым спадом, поскольку без внутреннего спроса не будет и устойчивого экономического роста. Ведь безработица еще не достигла предкризисных минимумов, а повышение размера страховых выплат в социальные фонды для работодателя, по сути, является удорожанием труда. Что же для экономики все-таки лучше: инфляция с ее минусами или ее отсутствие с застоем, рассуждали эксперты «круглого стола».

Рано радоваться

Владимир Журавлев:
- Инфляция для экономики любой страны - это сегодняшняя реальность, как одно из проявлений качеств развития. Например, инфляция 10% в год считается оптимальным для развивающихся экономик, когда вектор вложения денег в производственный сектор явно превосходит социальную инфраструктуру. В упрощенном варианте, мы сначала должны возвести завод, получить с него налоги и построить на эти деньги дворец спорта или школу.  Но ни в коем случае не наоборот. Это аксиома. Теперь о ситуации в России. Первая причина роста цен - рост мирового уровня инфляции, связанный с безрассудством американского доллара, влияющий определенным образом на экономику России. С другой стороны, на ситуацию с инфляцией в России негативно  влияет отношение уже нашего правительства к промышленности и сельскому хозяйству, если бы не высокие бюджетные поступления от нефти и газа, я думаю, что мы бы «летели» по инфляции 20-30% в год, а то бы и все 60%. Малоутешительно, но это факт. Поэтому при сегодняшнем замедлении роста цен нужно вкладывать деньги в промышленность и сельское хозяйство. При том, и областному правительству нужно что-то реально делать с экономикой. А то нынешнее региональное правительство ждет та же судьба, что и партию «Единая Россия» на последних выборах - провал.

Константин Кропанев:
- На самом деле, радоваться рано. То, что инфляция практически остановилась, это в действительности сезонный фактор. Если в начале начале года цены традиционно ползут вверх, так как естественные монополии поднимают тарифы, то к середине лета этот рост прекращается в связи с тем, что появляются свежие продукты питания. Для населения остановка цен - это несомненный плюс. Если говорить об экономике в целом, то считается, что небольшая инфляция стимулирует покупательскую способность, и, соответственно, стабильный внутренний спрос, на который опирается экономика. Дефляция же, в свою очередь, заставляет население придерживать средства, что замедляет темпы экономического роста. Впрочем, если посмотреть на цены на бензин, то как-то не заметно, что инфляция остановилась.

Михаил Курашин:
- Мне кажется, что состояние стагнации – это самая опасная ситуация. Опасность кроется в том, что трудно спрогнозировать, что за этим произойдет: будет скачок вперед или начнется падение. Вследствие этого, всегда возникает широкое поле слухов, мнений и высказываний от позитивных до кошмарных. И как раз кошмарные слухи и мнения формируют страхи у населения. В нашем случае, ситуация падения более понятна и с точки зрения тех, кто его пытается остановить и с позиции тех, кто критикует режим. Население же, видя борьбу за остановку падения, может делать выводы о совершенстве или несовершенстве власти.

Владимир Скобелкин:
- Согласен с тем, что сегодняшняя ситуация весьма опасная. За 20 лет существования рыночной экономики в стране российские предприятия привыкли к темпам инфляции, выражающимся в двухзначных числах и их снижение до планируемой правительством России величины 6-7% повлечет за собой некоторые негативные последствия. Прежде проблему увеличения себестоимости производства продукции или оказания услуг предприятия легко решали через увеличение отпускной цены на данную продукцию или услуги. При низкой инфляции в стране это сразу приведет к тому, что предприятия, не имея опыта управления издержками, не смогут работать рентабельно в новых условиях. Поэтому резкое снижение инфляции ради «цели», без «акклиматизации» предприятий к существующему достаточно низкому уровню инфляции 8-9% приведет к снижению конкурентоспособности российского экономики.

Дмитрий Кайсин:
- Извините, господа, но если цены выросли с начала года на 4,8 % - это совсем не остановка инфляции. В нашей стране традиционно два пика повышения цен: начало года (период повышения цен и тарифов) и начало осени - то есть начало делового сезона после отпусков. В 2011 году мы увидим общую инфляцию на уровне 8-10%. Это очень много. Я придерживаюсь мнения о том, что инфляция пагубна для российской экономики, поскольку в условиях инфляции деятельность любого предпринимателя подобна бегу на месте. Капитал, который зарабатывается потом и кровью, съедается  ростом цен, растут издержки, банки предъявляют громадные проценты по кредитам. В итоге приличная, на первый взгляд, абсолютная прибыль утекает сквозь пальцы и компании не развиваются. Представьте себе обратную ситуацию, когда инфляции нет. В таких условиях предприниматель, получив даже минимальную прибыль, уверен в завтрашнем дне и может работать на перспективу даже не десятилетиями, а несколькими поколениями, приумножая для потомков то, что он заработал. Воистину, благословенны страны, имеющие маленькую инфляцию.

Константин Кропанев:
- А я вообще не вижу падения экономики. Наоборот, отмечается, что российская экономика с начала года выросла на 5%. Это нормальный показатель. Мы привыкли, особенно в последние несколько лет до кризиса, к более серьезным темпам экономического роста - 7-10%. Но на такой рост нам уже, скорее всего, не выйти. Конечно, это лучше, чем в Европе, но хуже, чем в Китае. Тем не менее, я думаю, что ближайший год для России будет достаточно благоприятным. Перед выборами увеличивают социальные выплаты, зарплаты и т.д. При этом, не забывайте, что у нас еще идут крупные инфраструктурные проекты, такие, как олимпиада, универсиада, чемпионат мира по футболу. То есть вброс денег в экономику есть. Но вот чтобы экономика действительно росла, нужно менять отношение к бизнесу вообще, нужно сделать так, чтобы людям было интересно и выгодно заниматься бизнесом.

Причины и следствия

Владимир Скобелкин:
- Нужно отметить, что ситуация в Кировской области сегодня более, чем в полной мере отражает общую ситуацию в стране. Собственники предприятий опасаются увеличения объема производства, увеличения затрат на серьезное обновление средств производства. Текущий спрос вполне закрывается имеющимися возможностями предприятий, и существует высокий риск, что вложенные средства в перевооружение предприятия и увеличения объема производства не вернутся в качестве прибыли.

Дмитрий Кайсин:
- А я могу вам рассказать о причинах этих явлений. Глубинная причина экономического застоя - это отсутствие в России предпринимателей. Скорее даже недостаточное их количество. Все-таки, Россия и Советский Союз - это две разные системы. Советский Союз умел создавать предпринимателей. Под предпринимателем понимаю не человека обогащающегося, а человека предпринимающего, то есть способного делать по настоящему большие дела. Советский Союз имел для этого все: идеологию, социальные лифты, системы поощрения, воспитание граждан. И не важно, что экономика была государственной, потому, что любую экономику делают люди. А вот в России этого нет. Наша система не умеет воспитывать предпринимателей. Эра спекулянтов, начатая в начале 90-х, никак не закончится. Короткие решения, короткие деньги, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие преемственности - «взять, схватить и убежать» - вот секреты выживания последних 20 лет. Я могу утверждать, что на 2008 год и на данный момент наше государство полностью контролирует банковскую систему. Полностью! Так скажите мне, почему оно позволило остановить кредитование бизнеса и допустило грабеж предпринимателей банками в 2008-2010 годах? Самой большой потерей последнего кризиса являются люди, так называемые, бывшие предприниматели. Восстановить эти потери будет тяжелее всего.

Михаил Курашин:
- А мне почему-то кажется, что стагнация есть на уровне статистических данных, но не в реальной плоскости. Здесь все осталось по-прежнему: и предприниматель и потребитель четко осознают и видят, как инфляция ведет к росту цен и как продолжает снижаться реальная потребительская способность каждого человека. Насчет Кировской области отмечу, что с учетом специфики нашей экономики, а именно ее ориентации на торговлю, проявление инфляции видно по ценникам, а также стоимости услуг. Они продолжают расти и, надеюсь, что выскажу мнение немалой группы кировчан, в заявления о стагнации инфляции верится крайне сложно.

Без изменений

Владимир Скобелкин:
- Если не брать в расчет возможные наихудшие сценарии развития событий, связанные с возможными климатическими катаклизмами, и как следствие, низкими сборами урожая, а так же резкого изменения цены на нефть на мировых рынках, то можно предположить, что показатель уровня инфляции в 2011 году будет несколько ниже показателя 2010 года - 8,8%.

Михаил Курашин:
- А я предпосылок для изменения показателей по итогам года не вижу. Также думаю, что избирательная кампания осени этого и весны следующего вряд ли добавит оптимизма по улучшению экономической ситуации. И это если не считать катаклизмов, которые последние годы возникают, а также прогнозов по ситуации в мировой экономике, которые периодически возникают в средствах массовой информации. Остается только надеяться, что сила воли и природный оптимизм кировчан позволит пережить и эту ситуацию.

Владимир Скобелкин
- Сейчас многие говорят о стимулировании внутреннего спроса, как катализатора экономического роста, но практика показала, что в России стимулирование внутреннего спроса влечет за собой, прежде всего рост цен, а не увеличение объемов производства и оказания услуг. Поэтому, конечно, стимулирование внутреннего спроса необходимо, но с осторожностью. Помимо этого прекратить бороться с инфляцией путем укрепления национальной валюты – рубля по отношению к доллару и евро. Сильный рубль – благо для потребителей внутри страны, но он значительно снижает ценовую привлекательность отечественной продукции не только за рубежом, но и в России, путем замещения импортными товарами.

Михаил Курашин:
- Лично для меня выход из этой ситуации видится не сиюминутных действиях, а в наличии перспективного плана развития экономики, который предполагал бы постепенное развитие промышленного производства и агропромышленного комплекса, увеличение доли малого бизнеса в производстве, ориентация на конкретные и значимые результаты при расходовании бюджетных средств, выделяемых, как по экономическим, так и по социальным программам, а также изменения отношения жителей к своим территориям от потребительского к соучастному, выражаемого участием граждан в управлении муниципальным образованием.

Сегодня предпосылки этого процесса ведутся командой губернатора области и им нужна поддержка всех слоев. И эта поддержка не должна выражаться исключительно в стремлении получить льготы или преференции областной власти, а в желании придать развитию области позитивный вектор, в котором и будут формироваться все блага, как для тех, кто участвовал в реализации планов, так и для остальных жителей области.

Дмитрий Кайсин
- Первый, хороший драйвер экономического роста - это дешевая  ипотека. Если государство обеспечит ипотечные программы со стоимостью до 5 % годовых, Россия сможет расти не менее 10-15 лет подряд с темпами прироста ВВП не менее 8% в год. Второй  рецепт - реформирование пенсионной системы, вовлечение пенсионных накоплений в финансовый оборот, в том числе возможность наследования накопительной части пенсии. Третье направление развития - налоговое и иные формы стимулирования борьбы с непроизводительными издержками с системных отраслях. Нужно, наконец, навести порядок в этих отраслях, поскольку до сих пор эти платежи имеют скорее характер налогов, а не представляют собой платные услуги. Четвертое направление - сокращение госрасходов и расходов на муниципальное управление. Тут, я думаю, комментарии излишни.

Подготовила
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте