Всенародный бюджет
В правительстве области подвели итоги первого этапа, пожалуй, одного из самых любопытных проектов региона - «Народный бюджет», который позволил местным жителям самим непосредственно участвовать в трате части муниципальной казны.
Надо отметить, что несмотря на позитивные отзывы о проекте со стороны его непосредственных участников, губернатор большого восторга от выбранных в итоге проектов не испытал. Но, в общем-то, на то он и «народный бюджет»: на мнение жителей влиять никто не имеет права.
Добавили от себя
Тем не менее, инициатива приобщить народ к распределению бюджетных средств принадлежала именно главе региона. По всей видимости, главе региона показался привлекательным подобный опыт Вологодской области, где гражданам дали возможность самим поломать головы над тем, куда же с максимальной пользой можно потратить 15 млн рублей. Не все же критиковать, сидя на кухнях.
Забегая вперед, стоит отметить, что Никите Белых это фактически удалось: члены бюджетных комиссий, кроме прочего отмечали, что теперь-то им стал понятен «нелегкий хлеб чиновника».
Суммы для народного распределения у нас пока оказались скромнее — всего по 3 млн рублей для каждого из трех поселений, участвующих в пилотном проекте (п. Мирный Оричевского района, г. Уржум и г. Омутнинск), но даже это настоящая дилемма: серьезную проблему в виде, например, ремонта дороги на эти деньги не решишь, а что-то более «мелкое» не кажется особо важным и первостепенным. Но здесь любопытны пропорции: если для Череповца — города, чей опыт перенимали представители районов, реализующих проект «народного бюджета» - 15 млн рублей — это всего 0,25% бюджета, то, например, для Уржума 3 млн рублей — это 15% городского бюджета.
Одному из первых в Кировской области стать участником «Народного бюджета» предложили п. Мирный Оричевского района. При этом, глава поселения Ирина Смердова отметила, что эффективность «Народного бюджета» можно будет отследить только после реализации проектов, утвержденных бюджетными комиссиями, однако «первоначальная цель — вовлечение людей в процесс формирования бюджета достигнута».
В Мирном, к примеру, было принято решение реализовать в рамках «Народного бюджета» сразу два проекта: капитально от ремонтировать спортивный зал в поселке (инициатива активных членов комиссии, которые оказались спортсменами-любителями) и подключить многоквартирные домов к магистральному водопроводу.
«Единственное, что хотелось отметить: обозначенной суммы в 3 млн рублей явно не хватало для реализации предлагаемых идей, - поделилась своим опытом Ирина Николаевна. - У нас получилось так, что по двум проектам голоса членов бюджетной комиссии разделились 50 на 50, и никто не хотел уступать. Администрация Мирнинского городского поселения приняла решение увеличить за счет средств муниципалитета исходную сумму до 5,2 млн рублей для реализации обоих проектов. Это позволило членам бюджетной комиссии почувствовать удовлетворение от проделанной работы».
При этом, Ирина Смердова честно отметила и возможные «минусы». Так, по ее словам проект «Народный бюджет» больше подходит для районов с профицитным бюджетом. Во-первых, часто предлагаемые проекты направлены на улучшение качества жизни группы людей, а не всего населения в целом. Во-вторых, они могут быть непредсказуемыми для администрации поселения, которой потом нужно будет ломать голову, как содержать отремонтированный или вновь построенный объект (члены бюджетной комиссии об этом, как правило, не задумываются).
Отметила Ирина Николаевна и ошибки организации:
«Мы пришли к выводу, что количество резервного состава бюджетной комиссии должно составлять не менее 10 человек (у нас было 5). Опыт показал, что этого недостаточно. Не все члены основного состава оказались готовы к полноценной работе. А работы оказалось немало».
Работы и впрямь было достаточно. Прежде, чем приступить к отбору проектов, членам бюджетной комиссии пришлось разобраться в вопросах формирования и исполнения местного бюджета, в полномочиях органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в системе муниципальных закупок. А также пройти тренинг по реализации «Народного бюджета», который провели научные сотрудники Европейского университета в Санкт-Петербурге, являющиеся координаторами проекта в регионе.
Тем не менее, по словам Ирины Смердовой, в администрации поселения приняли решение продолжать проект и даже заложили «некую сумму» для его реализации на следующий год, так как проект «действительно сработал на открытость местной власти».
Но Никиту Белых больше интересовали цифры: сколько всего людей живет на данный момент в поселении (4400 чел.), сколько было подано заявок, чтобы попасть в бюджетную комиссию (51 заявка), а сколько в итоге пришло на жеребьевку (30 человек). Интересовался глава региона и социальным составом (в Мирном он распределился следующим образом: 30% пенсионеры, 10% предприниматели, все остальные — представители сферы торговли).
Чтобы не обольщались
В свою очередь, Омутнинск из из 27 предложенных разнообразных проектов несколько неожиданно выбрал два, связанных с благоустройством города (благоустройство городского парка и территории, прилегающей к памятнику участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС), чем немало удивил Никиту Белых.
«Какие критерии вы брали за основу при отборе проектов?» - спросил он.
«3 млн рублей — это, с одной стороны, большие деньги, а с другой, в какой-то мере и небольшие деньги, - ответила Татьяна Нелюбина, член омутнинской бюджетной комиссии. - Взять, например, дороги. Было много предложений построить дорогу до такой-то деревни. Но дорога — это очень дорогостоящая вещь и предназначается только для жителей этой деревни, а наши проекты должны были принести пользу всем жителям города».
Тут же попутно выяснилось, что город на сегодняшний день нуждается в серьезном обновлении техники жилищно-коммунальной сферы, а именно в покупке нового мусоровоза.
«Тогда почему не купили мусоровоз?» - спросил Никита Белых.
«Это проблема администрации, а люди выбрали благоустройство, - ответили представители Омутнинска. - Парк — это то место, где отдыхает весь город. То есть, благополучателей от его благоустройства гораздо больше, чем от покупки мусоровоза».
Было заметно, что врио губернатора степень приоритетности не оценил, посчитав, что надо повышать финансовую грамотность людей и просвещать, чем отличается ключевая задача от не ключевой. Но что поделать? Воля народа - на то и воля народа.
Кстати, Омутнинск и Мирный по количеству желающих поучаствовать в распределении «народной» части бюджета шли, что называется, ноздря в ноздрю (51 и 54 заявки соответственно), но Уржум по общественной активности «сделал всех». В десятитысячном городе желающих поучаствовать в проекте оказалось 558 человек (на жеребьевку из-за неудачно выбранного времени - 16:00 в рабочий день — пришло 68). При этом, по словам Гульнары Галиуллиной, модератора уржумской бюджетной комиссии, люди вместе с заявлениями прилагали практически готовые проекты. В комиссию было отобрано 15 человек (в основном, руководители учреждений, пенсионеры, педагоги и рабочие), еще 15 вошли в резерв, однако это не помешало последним принимать активное участие во всех заседаниях. В итоге, больше всего голосов набрал проект строительства лыжной базы.
«Откуда проект лыжной базы взялся? - несколько опешил Никита Белых. - Что-то я не помню, чтобы Уржум проходил по нашим проектам с лыжной базой».
Отбиваться уже пришлось главе Уржумского района Валерию Силину.
«Проект не новый, - пояснил Валерий Васильевич. - Просто мы хотели вложить собственные деньги в эту инициативу. Но у нас, к сожалению, это не получилось ни в 2011-м, ни в 2012-м годах. Мы все это время говорили о лыжной базе, и люди ее очень ждали. А тут как раз стартовал проект «Народный бюджет». И они решили своими силами ее реализовывать. Поэтому идея строительства лыжной базы, можно сказать, витала в воздухе».
Сама Гульнара Галиуллина позднее призналась, что после подобной работы «совсем другими глазами смотрит на работу администрации города»:
Раньше пыталась критиковать, а сейчас, поработав вместе с членами бюджетной комиссии, задумалась. Поняв, как это непросто, - честно призналась она.
В свою очередь, Елену Ковалеву, главу департамента финансов Кировской области, интересовал вопрос, не обиделись ли местные депутаты на то, что, по сути, граждане частично выполнили функцию, которая принадлежит им — распоряжение средствами.
«Нисколько, - заверил Валерий Силин. - Проект заставил людей интересоваться бюджетным процессом. Когда идут обычные бюджетные слушания — так никого, а здесь - полный зал набрался. Я, вообще, считаю, что тот, кто прошел бюджетную комиссию — считайте, подготовленный потенциальный депутат».
Выслушав мнения участников проекта, глава региона отметил, что проект должен быть продолжен. При этом муниципальным образованиям в будущем будет предложено принять участие в проекте, создав определенный резерв средств в местных бюджетах, а областной бюджет, соответственно, поддержит инициативы. Глава региона дал поручение департаменту финансов в рамках формирования бюджета на 2015 год проработать механизм отбора муниципальных образований, а также дать предложения по форме финансовой помощи.
При этом, несмотря на высокие и восторженные оценки проекта представителями районов, Никита Белых посоветовал не обольщаться доверием населения.
«Если проекты не будут реализованы, это обернется гораздо большими имиджевыми потерями для нас, чем тем, что мы приобрели. Крайне важно довести их до конца», - уверен он.
И прав ведь.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru