Вятка-самобранка
Кто и как кормит кировчан? Становится ли больше заведений общепита в городе и какой уровень сервиса они предлагают. Эти вопросы обсуждались в очередном выпуске программы «Разворот на бизнес».
Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+):
- По статистике количество мест в заведениях общественного питания на 1000 человек населения Кировской области в 2017 году было равным 13, в 2016 году — 14. Это в столовых и закусочных. Плюс 21 место - в ресторанах, кафе и барах за оба эти года: они не сократили количества мест. Для сравнения: в Москве на 1000 человек приходится 40 посадочных мест в ресторанах, в Санкт-Петербурге — 78. В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли насыщен ли наш рынок? Связаны ли такие невысокие показатели с низкой покупательской способностью населения?
Александр Седельников, начальник управления развития предпринимательства и потребительского рынка администрации Кирова:
- Мы проводим исследование розничной торговли и понимаем, насколько выполняются нормативы в разных районах города. По нашим данным, в Кирове недостаточно предприятий общественного питания, даже если смотреть по минимальной обеспеченности. В следующем году планируем более детально исследовать эти цифры, чтобы в дальнейшем выработать долгосрочную политику города в этом направлении. При этом наше управление считает, что предприятия с высоким уровнем культуры более важны для города. Пельменные и рюмочные, как вы знаете, мы уже убрали. У нас остались кафе с качественным уровнем обслуживания. За ними будущее.
Илья Суслов, руководитель направления общепита компании «Система глобус»:
- На мой взгляд, у нас недостаточно качественных посадочных мест. Кажется, что рынок растет: каждый день я вижу вывески новых кафе. Но как они появляются, так и пропадают, поэтому новые заведения нужны. Нашей компании тоже есть куда расти, и в 2019 году мы будем это делать.
Андрей Несветаев, управляющий партнер группы компаний «Культура гостеприимства»:
- Разница между большими городами и Кировом легко объяснима. Москву и Санкт-Петербург регулярно посещают туристы, которые и являются основными потребителями этого вида услуг. Второй аспект — наша ментальность. В больших городах люди давно привыкли питаться вне дома. Они выходят с работы, ужинают где-то в кафе-ресторане, после чего едут домой. У нас же дом обычно рядом, и человеку проще доехать до него. Поэтому стремиться достичь показателей этих городов бессмысленно, но работать над изменениями в этой сфере, в том числе и над менталитетом, необходимо. Уже сейчас меняются запросы потребителей. И если за ними следить, удовлетворять их, искать новые ниши, то и рост рынка будет.
Татьяна Кайгородцева, руководитель Ассоциации рестораторов Кировской области, директор муниципального магазина «Детский мир»:
- Я считаю, что в данном виде бизнеса наблюдается стагнация. Многие предприниматели из тех, кто долго работал на этом рынке, уходят с него по разным причинам. Кто-то устал, кто-то решил сменить сферу деятельности. А новых игроков заходит очень мало. Есть федеральные сети, конечно. Но таких франшиз пока тоже недостаточно. И нужно работать над развитием туризма. Благодаря ему весь общепит серьезно развивается. Кроме того, нужно задуматься над развитием региональной кухни.
Светлана Занько, главный редактор «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+):
- А какие у нас есть чисто вятские блюда?
Александр Седельников:
- Рыжики, истобенские огурцы, мед. Илья Суслов: Довольно часто в последнее время заказывают дичь. В Москве в дорогих ресторанах такое мясо будет стоить очень дорого. У нас есть возможность попробовать его дешевле. А если взять мясо лося, например, то оно еще и очень полезно, потому что это животное питается только экологически чистыми продуктами.
Андрей Несветаев:
- Мы нацелены на внутренний рынок, на жителей Кирова. Но ресторанный рынок — гибкий. Он быстро меняется, подстраивается и следует за какими-то новыми тенденциями. Если появится большой туристический поток, наше заведение сможет быстро предложить какие-то новые блюда. Но специально мы этим заниматься не намерены.
Олег Прохоренко:
- Некоторое время мы активно обсуждали проблемы ресторанного бизнеса, в частности, связанные с законом о запрете продавать алкоголь после 22.00 в точках общепита, находящихся в жилых домах. Что сегодня волнует рестораторов и есть ли какие-то острые проблемные моменты?
Татьяна Кайгородцева:
- Да, тогда решалась судьба примерно 40 предприятий. Нам удалось сохранить их бизнес. Благодаря тому, что мы собирались и обсуждали этот вопрос, он был снят с повестки. Законопроект не поддержали. Для этого мы проделали немало работы. Сейчас каких-то серьезных жалоб нет. Или предприниматели не обращаются к нам. Если какие-то вопросы возникнут, то можно звонить мне лично.
Александр Седельников:
- К нам поступает очень много жалоб о некачественной работе маленьких кафе. Речь идет о тех домах, жильцы которых сами сначала разрешают перевести первые этажи из жилого в нежилой фонд, перестроить помещения под кафе, а потом начинают жаловаться на шум, пьяных людей, мусор и т.д.
Светлана Занько:
- А должен ли муниципалитет решать эти вопросы?
Александр Седельников:
- У нас мало рычагов для этого, конечно. Но жалобы к нам все равно поступают. Мы разговариваем с предпринимателями, иногда требуем перенести кафе. Кроме того, у нас есть контролирующие службы, полиция. Если кто-то нарушает общественный порядок, нужно обращаться туда.
Олег Прохоренко:
- Насколько серьезно повлиял на ваши заведения приход федеральных сетей?
Илья Суслов:
- Нас конкуренты не волнуют. К примеру, у нас работает пиццерия «Глобус», напротив которой располагается «Макдональдс». И мы не только не закрываем ее, но и будем расширять в следующем году, увеличивая количество посадочных мест. Андрей Несветаев: В сфере фаст-фуда мы не работаем, а федеральные сети в основном приходят именно в эту нишу. Но насколько я знаю, они не очень хорошо себя чувствуют на нашем рынке, потому что известный местный игрок (ред.: «Данар») составляет им очень серьезную конкуренцию. Кроме того, эта компания очень сильно модифицировалась именно благодаря приходу федеральных сетей. Что касается игроков уровня кафе-рестораны, то они не идут в наш регион: у нас очень низкие цены, и их бизнес-модель никак не встраивается в реалии нашей экономики. Нам известно, что некоторые из них анализировали наш рынок. Но в нашей сфере конкурентов еще долго не появится.
Светлана Занько:
- А в целом как бы вы оценили уровень сервиса кировских кафе?
Андрей Несветаев:
- Есть города с очень высоким уровнем сервиса, есть — с более низким. Киров находится примерно посередине. Потребители разные.
Илья Суслов:
- Мы работаем в основном в масс-маркете, где большой трафик и большое количество чеков. Но гости сегодня требовательны, им хочется внимания. За свои кровно потраченные они ждут и от нас должного уровня. Поэтому мы постоянно работаем над качеством обслуживания.
Светлана Занько:
- В последнее время сильно развивается тема кейтеринга.
Андрей Несветаев:
- В этой сфере у нас на рынке есть два больших игрока: «Глобус» и «Оля-ля». Я вижу, как сильно у них изменился сервис и выросло качество за последние два года. Что касается нас, то это не наша ниша, мы не планируем заниматься кейтерингом.
Илья Суслов:
- Мы любим кейтеринг и давно работаем с крупными предприятиями города. Наша компания создала уже три площадки, где можно проводить мероприятия разного формата. Эта ниша постоянно расширяется. Например, человек желает отметить свой День рождения дома, но не хочет готовить. А тут ему привозят вкусную еду в красивой посуде, официанты накрывают стол, а потом все прибирают и увозят. И ничего не нужно делать самому.
Олег Прохоренко:
- Насколько сегодня меняется покупательская способность и психология покупателя? Стали ли люди проводить больше времени в кафе и ресторанах?
Илья Суслов:
- Тенденция роста есть, такая культура постепенно прививается. Так и должно быть. Люди могут позволить тратить время на свои дела, а мы профессионально должны заниматься своим делом.
Светлана Занько:
- Но благосостояние нашего населения в целом падает. И многие начинают выбирать — поесть дома или в кафе. Это не сказывается на вашем рынке?
Андрей Несветаев:
- Действует так называемый эффект «красной помады» - «не могу позволить себе красный мерседес, так куплю хотя бы красную помаду». То есть если потребитель понимает, что ему нет смысла копить на шубу, он начинает тратить деньги здесь и сейчас. И второй фактор — выросли и начинают зарабатывать люди, которые родились в 90-е. Их воспитание уже другое, их не научили готовить, для них питание в кафе — норма. Они начинают ходить в заведения общепита, а взрослые, глядя на детей, начинают подтягиваться.
Илья Суслов:
- Я согласен с этим.
Светлана Занько:
- Насколько развиты в плане общепита другие районы нашего города, не центральные? Я имею ввиду новые микрорайоны, или заводские, например.
Илья Суслов:
- В 2019 году мы откроем супермаркет и пиццерию в микрорайоне «Елки-парк». Этот объект будет стоять на въезде в микрорайон, там будет отдельная парковка, мы полагаем, что в этом месте большой трафик (рядом там Нововятск и Радужный), который обеспечит нам покупателей не только из жилого микрорайона.
Андрей Несветаев:
- Мы гибкие и всегда готовы подстраиваться. Появилась какая-то новая точка скопления людей, мы туда пришли. Но надо понимать, что в целом не очень большой процент людей посещает заведения общественного питания. Когда мы рассчитываем наш бизнес-план, мы имеем ввиду, что регулярные потребители кафе и ресторанов — 10% населения. Сейчас у нас в планах, например, микрорайон Чистые пруды. Но мы ждем окончания строительства путепровода, чтобы подтянуть туда еще и Дружбу.
Светлана Занько:
- А что касается севера, например. Что скажете о Филейке?
Андрей Несветаев:
- Филейка — достаточно широкий по площади микрорайон. У нас есть определенные сомнения и риски по поводу него. Мы работаем с доставкой, по которой видно, что показатели по Филейке довольно низкие.
Guest
|
Меня интересует
Вячеслав Немчанинов, 1999 года рождения, бармен из одного вашего баров? Кто его родители и на что он претендует в будущем? Профессор СамГТУ Нестеров А.А. |