Вятский криминал встаёт на путь инновационного развития

07.07.2015 15:09:00 1974 0

И даже деньги вымогает у бизнесменов теперь с использованием самых передовых технологий.

Еще каких-то пятнадцать лет назад вести качественную скрытую видеозапись – в силу дороговизны оборудования – могли разве что сотрудники спецслужб да пара-тройка крутых папарацци, – и, соответственно, под раздачу попадали исключительно vip-персоны из верхних эшелонов власти и бизнеса. Сегодня под прицелами невидимых объективов находятся уже поголовно все – и не только в далекой Москве, но и у нас на Вятке. Вы идете по улице – на вас смотрят десятки камер видеонаблюдения. Ведете машину – за вами следуют десятки видеорегистраторов. Заходите в офис – попадаете в поле зрения систем безопасности.

Скрытая съемка может вес­тись в дорогих ресторанах и дешевых пивняках, в деревенской бане и примерочной престижного бутика. Функцией видеозаписи снабжены все современные фотоаппараты, планшеты и мобильники. Видеоаппаратура стала неотъемлемым атрибутом многочисленных неформальных сообществ, специализирующихся на борьбе с пьяницами («Трезвые дворы»), нарушителями ПДД («Ночной патруль») или сексуальными первертами («Оккупай-некрофиляй» и т.п.). Нет на рынке проблем и с профессиональным программным обеспечением, которое позволяет «доработать» любительское видео буквально на голливудском уровне, чтоб комар носу не подточил.

К вам подошел приятель и вернул долг? Щелк – и ловкие ручонки уже превратили вас в матерого взяточника при получении. К вам подошел мальчик и спросил, как пройти на стадион? Щелк – и вы уже закоренелый педофил на охоте. Осталось только открыть свою страничку в социальной сети и прочитать соответствующее письмецо: мол (цитирую подлинный текст), «не вздумай рыпаться, или мы на­чнем рассылку всех собранных нами доказательств в эту же минуту! Это видео с моим комментом увидят все ваши родственники, коллеги и начальник на сотнях видеоресурсов интернета. А собранный нами материал будет передан в полицию по вашему месту жительства. ТЫ ХОЧЕШЬ ЭТОГО?» Ну и далее, понятное дело, – ЕСЛИ ТЫ ЭТОГО НЕ ХОЧЕШЬ, – следует сумма и реквизиты какой-либо анонимной платежной системы, по которым данную сумму следует немедленно перечислить. При этом жертвы вымогателями подбираются необязательно из числа состоятельных граждан. Разница лишь в цене вопроса: если вы бизнесмен – с вас затребуют полмиллиона, а если школьный учитель – не погнушаются и пятью тыщами.

Насколько законно это пиршество видеонадзора? Ни насколько. Ибо без исключения все перечисленные варианты так или иначе вступают в противоречие с естественным правом гражданина на неприкосновенность частной жизни, которое гарантировано нашей Конституцией и закреплено во множестве законодательных актов, в том числе – в Гражданском кодексе РФ. При этом ГК прямым текстом запрещает обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии и видеозаписи) без его ведома – за исключением случаев, когда оно используется «в государственных, общественных и иных публичных интересах» или когда съемка ведется на публичных мероприятиях: собраниях, съездах, конференциях или концертах.
Если же экземпляры изображения, полученного с нарушением закона, все-таки попадают в гражданский оборот, то все они – на основании судебного решения – должны быть изъяты и уничтожены «без какой бы то ни было компенсации». А в случае распространения картинки в интернете гражданин вправе потребовать не только ее удаления, но и «пресечения или запрещения ее дальнейшего распространения». Не менее суров по отношению к нарушителям неприкосновенности частной жизни и Уголовный кодекс, предусматривающий в ст. 137 за незаконный сбор или распространение подобных сведений целый букет санкций: от двухсоттысячного штрафа до двухлетнего срока.

«Ага, – скажете вы. – Но если те, кто снимает вас на камеру, действуют противозаконно, то ни в какие органы они свой компромат не понесут, а значит, бояться вам нечего и платить шантажистам не нужно?» Ах, милые, кабы все было так просто! Нет, разумеется: платить вымогателям – дело последнее. А вот насчет органов – это, увы, большой вопрос. Потому как, судя по имеющейся информации о подобных историях в различных уголках России, компетентные товарищи, получив скандальный видеоматериал, вовсе не обязательно вспоминают о требованиях Гражданского кодекса – и дело почему-то возбуждают не в отношении видео­съемщика, но в отношении вас самого – ну, или вас самой.

Почему? Может быть, потому, что так им проще. Шантажист – он же анонимен, его еще поискать надо, а шантажируемый – вот он, с фамилией, именем и местом жительства. Так и получается, что вы, ничего незаконного покуда не совершив, уже становитесь, во-первых, объектом общественного порицания, так как злоумышленник, не дождавшись ваших денег, скидывает свой видеофальсификат в интернет (да и СМИ не перевелись, готовые скупать такие «новости» по тысяче рублей за штуку). А во-вторых, уголовное преследование, что в стране, где выражения «возбуждено уголовное дело» и «приговор вступил в законную силу» практически равнозначны, чревато множеством гадких последствий: от развала семьи до потери бизнеса, не говоря уже про напрочь испорченную репутацию. Оно ведь когда еще эксперты, изучив видеозапись, докажут, что это монтаж, подделка, фейк. Оно ведь когда еще судья откажется приобщить сей «вещдок» к материалам вашего дела как добытый противоправным путем. До этого могут месяцы пройти, а могут и годы.

Вымогатели же с видеокамерами, меж тем, будут преспокойненько продолжать свой криминальный бизнес, отсылая очередное письмо: не вздумай рыпаться, мол, – и далее по тексту. 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте