Выпадающие клиенты
Исполнительный директор Лиги предпринимателей Кировской области Лев Шварцблат главной проблемой Вятки считает не столько дороги и не так уж дураков, а банальную бедность.
Если человек получает 7 тысяч рублей в месяц, он становится неинтересен ни себе, ни другим. В том смысле, что как звено практически выпадает из процесса экономики. Бедный земляк не пойдет ни в салон за красотой, ни в ресторан поужинать, из спорта сможет позволить себе только скакалку, не будет вкладываться в образование детей, да и налогов от него не дождешься. Словом, страдают все. О том, можно ли исправить ситуацию и как этому готов помочь бизнес, Лев Давидович рассказал «БизнесНовостям».
Где-то возле Гватемалы
Давайте вспомним 90-е, когда бизнес начинался. На один рубль прибыли мы платили 1 руб. 5 копеек налогов, среди них немыслимые траты на ЖКХ, образование и т.д. Ясно, что работать легально и добросовестно было невозможно. Поэтому массово нарушали закон. Всем было плохо и неприятно. Потом предприниматели кое-как сформулировали государству свои пожелания, дескать, вот тут бы урезать, там добавить и в целом упростить. Упрощаем 20 лет, лучше не становится.
Сегодня по условиям ведения бизнеса, по мнению авторитетного рейтинга Всемирного банка, Россия находится примерно на 120-м месте, где-то между Гватемалой и Новой Гвинеей. Обидно? Безусловно. Все понимают, надо менять сам механизм, но никто не знает, как. Ясно одно: проблемы следует обсуждать вслух и делать это сообща. Система ведения бизнеса должна быть понятна и прозрачна.
Это напоминает мне ситуацию в нашем образовании. Вузы плодят бухгалтеров, юристов и прочих менеджеров. В один момент государство собирает образование и бизнес и спрашивает, ну что, расскажите, как у вас дела. А дела-то по-разному. Первые говорят: «Все отлично, у нас модернизация, инновация, гранты». А вторые: «Низкий уровень подготовки, слабая практика да и вообще учите не тех, кого надо». А договориться когда-нибудь пробовали?
В образовании нужны те же рыночные отношения: заказчик – исполнитель. Заказчиком обучения должен выступать потенциальный работодатель. К примеру, хотите вы купить дверь, вы находите нужную фирму, диктуете свои условия по прочности, материалу и т.д., потом сами принимаете работу и оплачиваете. Государство – заказчик неправильный.
Лига предпринимателей много работала над этой темой, нам активно помогал тогдашний зампред правительства Эдуард Носков. Мы даже выходили с предложением в департамент образования – кого учить и сколько. Нас выслушали, согласились и… отказали. Объяснили просто: не набрать студентов. План формируется под тех, кто пришел, а не наоборот. Никто не хочет быть электромонтером. Это еще один стереотип, с которым предстоит бороться. Молодежи надо рассказывать, что на стройке и на производстве давно уже платят больше, чем в офисе. Бизнес готов платить профессионалам, но, увы, часто не может их найти.
Заметьте, даже государство включается в процесс. Вот, взяли на Вятке объявили Год человека труда, потом - предпринимателя. Интересно, сколько времени пройдет, пока ситуация изменится?
В провинции вообще все медленно приживается. Ежедневно предприниматели сталкиваются с кучей нестандартных ситуаций. А ведь для них давно уже есть такие же нестандартные решения, например, креативные инновационные семинары или технологии решения изобретательских задач («ТРИЗ»). Наши московские партнеры готовы приехать и всему научить. Нет, бизнес-сообщество говорит, дороговато да и непонятно как-то. На самом деле – боятся всего нового. Вот какой-нибудь «круглый стол», это да, хоть завтра, потому что родной и знакомый, а что пользы от него никакой – дело десятое.
Бизнес-омбудсмен и его жилетка
Сегодня в предпринимательской среде Кирова одна из обсуждаемых тем – явление народу бизнес-омбудсмена. Кого изберут, далеко ли зайдут интриги и нужен ли такой персонаж вообще?
Давайте рассуждать логически. Закон об институте экономического омбудсменства пока не принят, но вряд ли его наделят какими-то особыми волшебными полномочиями. То есть, скорее всего, это будет такая общая надежда и жилетка для изливания печалей. Вот, приходит обиженный предприниматель к омбудсмену и начинает жаловаться. Тот выслушал и написал письма по инстанциям: в прокуратуру, налоговую и т.д. Но ведь предприниматель и сам может пойти в прокуратуру и сделать то же самое. Нужно ли это промежуточное звено? Торгово-промышленная палата, Лига предпринимателей - по функционалу те же органы защиты бизнеса, только коллегиальные. Словом, о чем бы мы ни говорили, снова возвращаемся к менталитету русского человека вечно на кого-то надеться: на бога, на царя, на омбудсмена.
Между тем я не первый год являюсь членом общественного Совета при прокуратуре области. Всякий раз, когда разговор заходит о бизнесе, в ведомстве отмечают не дефицит средств или ресурсов, не какие-нибудь трудности, а именно неактивность предпринимателей в деле защиты и соблюдения своих же прав. Нарушений закона много, заявлений об этом единицы.
Порознь – не слышно
Совершенно убежден, что в развитии и укреплении позиций бизнеса в стране все большая роль будет принадлежать общественным организациям. Сегодня в Лигу предпринимателей «Деловая Вятка» входит 100 человек. А это, согласитесь, коллектив. Мы создали 5 рабочих комитетов: молодежное предпринимательство, социальное предпринимательство, комитет вятских производителей пищевой продукции, производителей мебели на заказ и поддержки бизнеса в районах. Это те сферы, которые требуют участия уже сейчас. Вот мебельщики - реальные производственники: вкладываются в технологии, оборудование, создают рабочие места, платят налоги. Конечно, они пришли в изумление, когда не увидели свой вид деятельности в проекте закона о новой патентной системе. Его там нет. Искали решение вместе с ВТПП, департаментом развития предпринимательства, финансистами.
Социальный комитет предметно занялся частными детскими садами. В городе их уже больше 10, в каждом порядка 15 мест. А это, на минуточку, 150 семей без заботы, куда деть ребенка. Надо сказать, что город понимает важность проблемы, поэтому обратился к нам: «Ребята, пишем программу поддержки предпринимательства на 2013 год. Что вам нужно, чем помочь?». Конечно, мы включились в разработку тоже.
Жизнь показывает, что подобная программа нужна по торговле. В городе вся торговля частная, муниципальный разве рынок, о нем скажу отдельно. Разумеется, частник думает о своей прибыли, а не о внешнем виде города. Так, сейчас идут баталии вокруг сноса ларьков. А ведь исход этого вида торговли был понятен лет пять назад. Нет, наши коммерсанты вкладывают 2-3 млн в киоск, а не в капитальное помещение на первом этаже какого-нибудь здания. Потом кричат: мы разоримся. Почему такая недальновидность? Есть варианты – можно менять профиль деятельности, расширяться до мини-магазинов. Проблема безработицы для продавцов, по-моему, очень надумана. Предложения для них на рынке труда есть всегда, не говоря уже о возможности бесплатного переобучения через центры занятости.
Я обсудил бы другой аспект. Как бы современны и нарядны ни были кировские магазины, если на их полках не будет местных товаров и продуктов, они никогда не станут родными и любимыми. Комитет вятских производителей, а в него входят «Уржумский квас», «Слободской мясокомбинат», «Бизон» и др., занимается объединением интересов производителей и торговли. Никто не отбирает чужой хлеб: производитель производит, магазин продает. Для одних это – стабильный сбыт, для других – гарантия качества продукта. Мы достигли договоренности о партнерстве с 40 торговыми точками, и переговоры продолжаются.
Время требует изменений в федеральный закон о торговле. Сегодня у региональной власти нет полномочий защитить своих производителей. Почему законодательно не прописать долю местных товаров? Никто не посягает на конкуренцию, федеральные сети мы этим не уничтожим. А вот местному производителю можно помочь. На самом деле, сейчас складывается довольно опасная ситуация для бюджета. За счет чего пополняется региональный кошелек – лес, сельское хозяйство, переработка сельхозпродукции. Лесной бизнес, не секрет, почти теневой и от налогов, как может, уходит; сельское хозяйство в большинстве своем само нуждается в дотациях; остается переработка. Если ее не поддержать, если из мяса не делать колбасу, процесс остановится. Некуда сбывать – незачем производить. Компания «Покупай Вятское!» как раз из этой серии. Кстати, власти региона готовы отдать бизнесу этот бренд, лишь бы дело продвигалось.
Можно ли научить бизнесу?
Об этом спорят. Ключевое слово здесь «мотивация»: если она есть – то можно, если нет – сложно. Когда человек доходит до понимания того, что он больше не хочет быть наемным работником, а готов открыть собственное дело, он погружается в это целиком. Набивает шишки, изобретает велосипеды, впадает в депрессию… Нет, это не плохо, просто можно по-другому.
Федеральная программа «Ты – предприниматель» - такая школа жизни для начинающих. Ее оператором в Кировской области выступает «Бизнес-Инкубатор», партнерами - ВТПП, вузы, районные центры поддержки предпринимательства. Что делаем? Отбираем, учим, мотивируем. Скажу честно, раньше никакой отбор мы не проводили. Если наш человек в воскресенье оторвался от дивана и телевизора и пришел к нам узнать что-то новое, он уже победил.
Сейчас сознание меняется. Научный центр МГУ разработал специальную программу для кандидатов: тест показывает, насколько личностные качества позволят вам стать бизнесменом. Собственно, компьютер посчитает показатели в баллах. Но если баллов мало, а человек все-таки хочет, мы его возьмем. Учим азам, проводим тренинги, упор – на общение с «живым», состоявшимся бизнесменом. Как говорится, лучше один раз увидеть. В Кирове действительно есть сильные, талантливые предприниматели. Не устаю удивляться Андрею Петровых (компания «2 Андрея»), который начинал с продажи пакетов, сегодня он построил завод и запустил производство упаковки с круглосуточным циклом. Конечно, ему есть, что рассказать. Таких людей мы и приглашаем в «Бизнес-Инкубатор».
Включаем мотивацию
Часто думаю: в мире коллайдеры запускают, а на кировском рынке все еще китайские «шайбы» торгуют. Зачем, почему? Ведь очевидно, что промышленный товар следует завести в магазины, а рыночные павильоны отдать под продукцию наших сельхозпереработчиков. Вы не замечали, как много людей бывает на ярмарках на Театралке, люди идут и покупают овощи, сметану, мед - все довольны. Почему, скажите мне, не открыть такую торговлю на постоянной основе и там, где ей положено быть – на муниципальном рынке?
Полагаю, еще одно наше слабое место в бизнеса – привычка не интересоваться достижениями других. В этом смысле показателен серьезный экономический рывок Ульяновской области. Не соседи, но все же. Пять лет назад дела ее были столь плохи, что поговаривали, дескать, область проще раздать по соседям, чем вытащить. Оказалось, нет.
Пока наши мебельщики жалуются, что со всех сторон давят конкуренты, а они не могут расширяться, в Ульяновской области запустили уже третий промышленный парк: приходи, бери площади и работай. Да, забили первый колышек в Вятских Полянах, да, что-то планируют в Слободино. Предприниматели говорят: далеко, туда не поедем. Почему не делать промпарк в Кирове, где сосредоточены все ресурсы? Надеюсь обсудить этот вопрос на ближайшем экономическом совете при губернаторе.
Наши аграрии, как фокусники, хранят картошку с осени до весны в подвалах советского периода. Между тем во всем мире давно склады бескислородного хранения, а в Ульяновской области в следующем месяце запускают агропромпарк по последнему слову. Договорились с американцами о первом производстве органического молока, нашли же друг друга. Органическое молоко – это продукт, где абсолютно нет химии. Ни на одном этапе: коровам не делают прививки, в корм не добавляют синтезированные витамины и т.д. Да, недешево. Но здоровье подводит, и аллергики готовы платить за «живое» молоко. У них заказ, у нас – куча пустой земли.
Так давайте не стоять на месте. Ресурсы есть, и умные головы тоже. Включаем мотивацию.
Записала Лариса Анатольева.
Досье: Шварцблат Лев Давидович, исполнительный директор общественной организации «Лига предпринимателей» Кировской области «Деловая Вятка». Физик-теоретик, беспартийный, оптимист. Верит в судьбу, но считает, что порой ей надо помогать. Любит жену, детей и фильмы с приключениями. Главным событием уходящего года в своей жизни назвал поездку на чемпионат Европы по футболу.