Взгляд изнутри*
«Кировский машзавод 1 Мая» выбирает курс на развитие.
Сентябрь – месяц машиностроителей. Отрасль традиционно подводит итог прошедшего «машиностроительного» года, делая подсчет наградам и выявляя лучших сотрудников. О планах, новых поставках и перспективных разработках рассказал генеральный директор старейшего предприятия региона – ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» Сергей Голофаев.
География роста
–ОАО «Кировский машзавод 1 Мая», в отличие от других крупных компаний этой отрасли, выпускает гражданскую продукцию и поэтому вынуждено само «искать» заказы. В каких направлениях сегодня расширяется рынок сбыта?
– На сегодняшний день заключены «рамочные соглашения» на поставку нашей продукции в Казахстан, в Республику Беларусь. Причем в Казахстан – это не только «Казахстан Темiр Жолы», но и ее дочерние структуры, связанные со строительством железных дорог.
На следующий год мы планируем поставку техники на Украину. Сейчас разрабатывается новая машина, и к концу года мы должны ее выпустить специально для «Укржелезницы» – Железных дорог Украины.
Большая работа была проведена, чтобы в следующем году осуществить поставки в Грузию, Азербайджан, Узбекистан и Туркмению. Думаю, мы расширим рынок сбыта поставками в Латвию. Ну и, безусловно, продолжим сотрудничество с «Российскими железными дорогами».
– Главный конкурент «КМЗ 1 Мая» – ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш», дочернее предприятие ОАО «РЖД» – уже не первый год рассматривает возможности сотрудничества с вами. Каковы перспективы этих отношений?
– На сегодняшний день перспективы есть, но надо понимать, что в Программе «РЖД» на 2012 – 2016 г.г. мы практически не представлены. Нам предлагают изготовление продукции, которая для нас является новой, и пока мы находимся в стадии «задумчивости»: есть ли смысл брать эти заказы? Мы не хотим выступать придатком крупных производств, как нам сейчас предлагают. Наше предприятие нацелено на выпуск готовой продукции и будет таким оставаться.
В стадии согласования несколько единиц новой техники, «неродной» для нашего предприятия. Мы не должны сбрасывать со счетов и заказы Железных дорог Якутии, Норильских железных дорог, Железных дорог Ямала. Все это требует ресурсов, тем более, что освоение новой техники всегда сопряжено с трудностями.
– Модернизация тепловозов – направление для вас новое и составляющее небольшой объем производства. Чего можно ожидать в этом вопросе?
– В целом, безусловно, это направление перспективно. Но заказчики хотят сделать все очень малозатратно, и мы в какой-то мере не попадаем в экономику при той модернизации, которую проводим. И, тем не менее, от этого направления мы отказываться не будем – в планах реализовывать проекты не только для маневровых тепловозов, но и магистральных тепловозов.
– В числе первоочередных производственных задач 2012 года стоял выпуск кранов для Министерства обороны. Насколько успешно выполняются обязательства по «военному» заказу?
– Если углубиться в историю и вспомнить о первых контрактах с Министерством обороны, то в планах была поставка одного крана раз в полтора года. В этом году мы поставили три крана: два уже дошли до своих адресатов, отгрузка третьего намечена в сентябре, как раз в День машиностроителя.
То есть мы сработали очень хорошо, и перспективы по дальнейшим поставкам у нас есть. Ожидается, что в ноябре-декабре будет подписан новый договор, согласно которому каждые последующие два года будем поставлять по 3-4 единицы на военно-морской флот.
– В предыдущие годы часть ваших поставок шла на Ближний Восток. Как сказалась политическая обстановка в арабских странах на деловое сотрудничество с заводом?
– На сегодняшний день те тендеры, в которых мы участвовали на поставку 150-тонных кранов, отменены. Незавершенным остался и проект на поставку 10 кранов на Иранские железные дороги – тендер тоже приостановлен. Но сегодня мы загружены более чем на 100% основными заказами и некоторые из них уже переносим на 2013 год.
Серьезный показатель
– Как, по вашей оценке, предприятие завершит этот год?
– Я думаю, мы достигнем уровня докризисных показателей и выйдем на уровень товарной продукции 2 миллиарда, что даст порядка 5-7% увеличения товара к уровню 2008 года и порядка 40% – к уровню 2011 года.
Это серьезный показатель, заслуга всего коллектива. Более того, мы второй год подряд получаем признание как «Лучший экспортер» в сегменте железнодорожного машиностроения. И эта награда, утвержденная Министерством торговли и промышленности, – серьезная заслуга всего коллектива.
– Какое из достижений завода вы считаете самым значимым?
– Самое главное – в этом году мы как никогда рано сформировали портфель заказов, и уже к окончанию 1 квартала у нас было четкое представление о том, что мы произведем за год. Я думаю, что даже в предыдущие годы, достаточно удачные, мы не имели такого понимания. А сейчас у нас уже есть представление о заказах на 2013 год. Это наша заслуга за работу, которую мы проделали вместе за 2010 – 2011 годы, и она сказалась на 2012 году.
Коллектив как живой организм
– За этот год многие работники завода добились высокой оценки своего профессионализма на различных конкурсах – «Лучший по профессии», «Инженер года», пополнили число наград и заводские спортсмены, приняв участие в Областной спартакиаде, туристических слетах городского, областного и межрегионального масштаба. Чьи достижения для вас наиболее ценны?
– Коллектив – это целый живой организм. Уже три года, как я стал директором, и 10 лет, как являюсь сотрудником этого коллектива. Поэтому для меня много значат успехи и отдельных лиц, и всего коллектива в целом. Не люблю выделять кого-то отдельно. Ведь коллектив – как часы, если выпадет хоть одна «шестеренка», встанет весь завод. Лучших работников завода мы отметили 28 сентября на празднике в честь Дня машиностроителя.
– И два работника снова стали счастливыми обладателями автомобилей?
– Конечно! И снова это рабочие. Награду получили один представитель старшего поколения и молодой работник. Это стало традицией. Важно, чтобы молодежь знала, что у нее уже в начале трудового пути есть перспективы, а старшее поколение получило высокую оценку многолетнего труда.
– Ваши пожелания в честь праздника работникам «Машинки» и других предприятий?
Желаю не сбавлять набранных темпов работы! Любить свою работу, любить родной завод и, как я всегда говорю, верить в завод, как мы верим в людей завода. Желаем здоровья и благополучия вашим родным и близким! С праздником!