Железные люди
Василий Киселев возглавлял администрацию города Кирова с 1997 по 2007 годы. В интервью «БН» он рассказал, как в то десятилетие городская власть решала проблему собираемости налогов. Поделился мнением, за что нужно снимать чиновников. А еще пояснил, кем для мэра Киселева был Михаил Прокопьев.
Василий Алексеевич, расскажите, как вас пригласил на должность мэра Владимир Сергеенков? Предложение стало для вас неожиданным?
– В декабре 1996 года Клевачкин (Евгений Клевачкин, глава администрации города Кирова с 1994 по 1996 годы - «БН») написал заявление об отставке по собственному желанию. А я тогда работал замначальника Вятского пароходства. Меня пригласил к губернатору Владимиру Ниловичу Сергеенкову его помощник. Я пришел, мы поговорили, попили чаю, и он предложил мне этот пост. «А оно мне надо?» - спросил я. «Это надо Родине!», - ответил Нилыч и прочел мне лекцию на 15 минут. Я сказал, что надо бы подумать. Сергеенков парировал: «Встречаемся в шесть». Пришел в назначенное время, а в его кабинете уже все заместители сидят. Сергеенков встал, обнял меня и сказал: «Представляю вам нового мэра города Кирова». Как так? Я же согласия не дал еще!У меня чуть челюсть не отпала. А я же бывший боцман, мог бы и крепкое словцо вставить, но при замах не стал. Сергеенков спросил, есть ли у кого-то вопросы, но все промолчали. На мои же возмущения он ответил: «Ситуацию спасать надо».
Нелегкое вам время досталось, учителям и врачам зарплату не выплачивали месяцами...
– Да, они шесть месяцев не получали зарплату. И я понимал, что если мне не удастся уговорить их до Нового года пойти в школу, то надо будет самому писать заявление и уходить. Ведь если старшеклассники пропустят хотя бы два месяца обучения, то они потом просто никуда не поступят!
Тогда был один случай. Врачам тоже не платили зарплату, но по закону они не имели право бастовать. На одной из конференций медиков за трибуну вышла пожилая женщина маленького роста: «Вы клятву Гиппократа давали?Какие вы к черту врачи, зачем вы тогда шли в профессию»? После этого их волнения были закончены. Не было забастовок. Фамилия этой женщины была Казакова. Герой Соцтруда, бывший главврач горбольницы №1.
Как вы решали проблему с долгами по зарплате?
– Контактировали с предприятиями, собирали налоги. В 1996 году мы создали чрезвычайную комиссию: там была и налоговая полиция, и УВД, и ФСБ, и специалисты УБЭПа. Начальника налоговой Савелия Ермошина я просил приходить на заседания комиссии в генеральской форме. На каждом заседании были случаи аналогичные тому, о котором сейчас расскажу. Приходит к нам директор завода и говорит, что у него все плохо, все разваливается и нет заказов. А если вы разговариваете с руководством заводов, вы должны знать ситуацию на их предприятиях не хуже, чем они сами. Я его спрашиваю: «Вы же воду потребляли, электроэнергию потребляли, вдвое больше, чем обычно! На что же она у вас уходила?». Он глазами хлопает. Не ожидал, что у меня все эти данные по его предприятию есть. В итоге деньги нашлись.
Приходят к нам однажды представители железной дороги. А они же «государство в государстве», говорят: «Нас забрал под себя Горький. Мы вам больше не подчиняемся!». Мы предложили – есть же у вас заводик на Деповской, можно реализовать его как арестованное имущество. Все сделали, получили 57 млн рублей, благодаря чему выплатили зарплату учителям и врачам за 2 месяца.
У меня и с Сергеенковым был своего рода конфликт. Он хотел освободить меня с должности за то, что я просил для города денег. Тогда нам доставалось 18% от всех поступлений. Но Киров не то что содержать, даже похоронить на эти средства невозможно. Я просил хотя бы 23%. Депутаты его не поддержали. Я остался на своем посту.
Как, на ваш взгляд, сегодня власти взаимодействовать с бизнесом? Времена изменились. ..
– Да тысяча вариантов есть, если подумать. Сегодня и ситуация очень похожа. Бюджета ни на что не хватает. У нас раньше была такая статистика: в городской бюджет кировские предприятия приносили 96% всех средств, в областной – около 80%, в федеральный – 60%. И до всех я постоянно доносил информацию о том, что если налоги не будут заплачены, школы и садики не откроются, а женщины не выйдут на работу. Мы жили одной большой семьей. Я каждого обязательно поздравлял с днем рождения. А перед Новым годом все директора заводов приходили на прием к мэру города. Все считали за честь попасть туда. За это они оказывали огромную спонсорскую помощь: финансировали баскетбольную команду, футбольную, церкви строили. На все это ни рубля не ушло из бюджета.
Но в конце 90-х, помнится, в финансировании «Родины», например, тоже были проблемы.
– Да, в 1997 году 8 игроков написали заявления об увольнении. Я тогда приехал на собрание и сказал: «Давайте так: если вы сейчас уходите из команды, то больше в нее не возвращаетесь. Вопрос с зарплатой я обещаю решить. Кроме того, каждый год вам будет выделяться по квартире. Чтобы завтра все заявления были у меня на столе». В итоге все заявления ребята забрали, ушел только один хоккеист. Тогда же они сказали, что тренер их не устраивает. Я напомнил им, что меньшинство всегда будет подчиняться большинству – такова правда жизни. И решил проблему просто: взял свою шляпу, велел сложить туда записки (кто за тренера, кто - против). Оказалось, что большинство «за». Проблема была решена. И еще одно хочу сказать – мэр города обязательно должен присутствовать на соревнованиях: пусть он придет только на второй тайм, но он должен там быть. Не важно, что это ему не интересно, это пацанам надо, спортсменам, которые рвать будут соперника.
В свое время, кстати, мы создали и баскетбольную команду – она даже принимала участие в супер-лиге Б в Казани и собрала 12 тысяч зрителей. Меня лично на игру тогда приглашал президент Татарстана Шаймиев. Это было очень почетно.
Для чего вы в свое время отстояли КВАТУ?
– Мне поступило предложение сохранить его как филиал Сызранского училища, а городу нужно было выделять офицерам по квартире в год. КВАТУ было средним учебным заведением. А мы мечтали сделать его высшим учебным заведением, но решать этот вопрос надо было на более высоком уровне – губернатору. Ему нужно было съездить в министерство. Но он – тогда это был Николай Шаклеин – почему-то не поехал. И училище закрыли. Я, кстати, на встрече с новым главой региона Игорем Васильевым предложил: «Сделайте из него филиал суворовского училища или кадетский корпус – нельзя же пропадать зданиям!». Я очень на него надеюсь.
К слову, 10 лет в центре города стоит недостроенное здание медакадемии. Нужно только написать в Минздрав и спросить, будут ли на него выделены деньги. Если нет, то почему бы не продать недострой предпринимателям. Но никто не пишет.
А есть другой пример: как это так получилось, что компания «Ост» построила два дома, а суд решил снести их, потому что вдруг не оказалось разрешения на строительство? А где вы раньше-то были? Как это никто не видел, как строился дом? Надо немедленно снять всех чиновников, ответственных за это!
А вы чиновников снимали?
– Говорили, что Киселев - жесткий человек. И, действительно, увольнять приходилось много. 2003 год мы назвали Годом здравоохранения в Кирове. Я понял, что в наших больницах нет ничего, и порой доходит даже до того, что температуру измерить нечем. Мы построили морг, лечебный корпус больницы №2, поликлинику Северной больницы, поликлинику 5-ой больницы, офтальмологический центр. Купили 1,5 десятка рентгеновских аппаратов, оборудование для УЗИ, дыхательную аппаратуру. Я тогда сказал: «Если хотя бы рубль где-то зависнет, я лично выдерну ноги виновному заместителю».
Если бы сегодня вы стали мэром, кого бы из бывших или действующих чиновников пригласили к себе в команду?
– Время сегодня очень изменилось: то, что было у нас хорошо, сейчас становится смешным или нелепым. В моей команде все заместители были железные люди.
А сейчас, к примеру, сократили дворников. Ну, город же наш расположен на холмах, везде ступеньки, которые надо чистить, иначе люди будут падать. Дальше – зачем надо было ликвидировать МУПы. Теперь глава района ни за что не отвечает. А я помню слова бывшего главы Октябрьского управления: «Я – главный дворник района».
Когда я уходил с должности мэра, меня судили за дороги. В мое время они были идеальными, кстати, это сейчас они убиты. У нас появилась пермская дорожная компания. Мы им предложили: «Давайте вы сейчас нам наработаете на 150-170 млн рублей, а мы в январе вам все отдадим». Договорились и они сделали все. Тогда были отремонтированы Ленина (до Старого моста), Бородулина, Щорса, Ломоносова.) Пермяки работали на шикарной технике и давали гарантию в пять лет.
Однажды мне очень польстила фраза Альберта Запольских (ред.: экс-министра транспорта Кировской области). Он сказал: «Много начальников было на Вятке, но помнить будут двоих: Бакатина и Киселева». За дороги, музыкальные школы, ежегодные кинофестивали, церкви.
После того, как вы вышли на пенсию, вы читали лекции в вузах. Есть сегодня молодежь, на которую можно положиться?
– Да, есть толковые ребята. Я прихожу как-то на лекцию, спрашиваю, кто слушал послание президента – половина зала подняла руки. Спрашиваю, чего там, на ваш взгляд, не хватает. Одна девушка поднялась и говорит: «Он же ничего не сказал про пьянство, будем ли мы с ним бороться». Я ей: «Молодец!». Другой спрашивает: «Мы Советский Союз в свое время развалили, а как сейчас будем строить отношения с бывшими союзными странами?». Толковые дети растут, но надо учить их так, чтобы они шли работать не ради денег. И главное правило: если человек уже поработал в бизнесе, его нельзя ставить на государственную службу! Поверьте, он будет думать только о себе, о собственном кармане.
А раньше, конечно, были другие люди. Совсем другие. У моего деда было четыре сына. Все ушли на фронт. И они все воевали на передовой. Страшно отчаянные мужики. И все вернулись. А говорят, бога нет.
Беседовал Александр Грислис
grislis@mail.ru
Досье:
Киселев Василий Алексеевич, мэр города Кирова с 1997 по 2007 годы.
Дата и место рождения: 23 декабря 1945 года, с. Шабуры Опаринского района Кировской области.
Образование: Велико-Устюгское речное училище, Новосибирский институт инженеров водного транспорта. Кандидат экономических наук.
Карьера:
1966-1988 годы — штурман, капитан теплоходов, начальник службы портового хозяйства, замначальника Северного речного пароходства (г. Архангельск).
1988-1992 годы — начальник порта «Киров» Вятского речного пароходства.
1992-1994 — председатель Фонда имущества Кировской области.
1994-1996 - замдиректора Кировского филиала международной корпорации «Ариэль» (г.Киров).
1996 г. - заместитель гендиректора ОАО «Вятское речное пароходство».
В декабре 1996 г. был назначен и.о. мэра г. Кирова.
В марте 1997 г. был избран мэром г. Кирова, в марте 2001 г. был переизбран на новый срок; избирался депутатом Кировского областного Совета (1990-1993).
2007 - 2011 гг. - проректор Кировской медакадемии по капстроительству. В 2011 - 2014 гг. - помощник ректора ВятГУ.
Награждён орденом Дружбы, а также тремя орденами Русской православной церкви. В 2004 г. присвоено звание «Лучший мэр России».
Семья: женат, двое детей, внук.
Увлечения: охота, рыбалка.
Любимое блюдо: рыба.
Кино: «Белое солнце пустыни», «А зори здесь тихие».
Музыка: Чайковский, Бетховен («Лунная соната»).
Девиз:Гори пока живешь!
Вопросы от читателей
Станислав Куршаков, замдиректора ГТРК «Вятка»:
Снова заговорили о возвращении областному центру исторического названия. Вы за Вятку или за Киров?
– Что касается переименования города, то если обратиться к истории, сначала он 403 года назывался Хлыновым, потом Вяткой - 150 лет, 82 года – Кировом. Почему тогда историческое название Вятка? Получается, что Хлынов.
Нельзя ломать то, что сделано нашими предками, к этому нужно относиться очень бережно. Мы же сельское хозяйство разрушили, промышленность угробили...
Я говорил на встрече врио губернатора Игорю Васильеву – нужна программа социально-экономического развития области, утвержденная правительством России. Не на коленке написанная. Я ему сказал, что у него получится. Должно получиться.
Александр Кротов, предприниматель:
Сейчас идет громкий процесс над Михаилом Прокопьевым. Кем он для вас был, когда вы работали мэром?
– Для меня он был предприниматель. Помог со строительством церкви Пантелеймона Целителя. И до сих пор не доказано, что он убивал, насколько я знаю из СМИ.
Сегодня говорят, что Сергей Миронович Киров был плохим и вешал пацанов, но у кого есть доказательства этого? «Не мог не знать» и «вешал» - это совершенно разные вещи.
Два часа говорили мы с моим земляком Василием Киселевым. Все, что вошло в полуторополосное интервью — наверное, лишь пятая часть из сказанного Киселевым. Начали с общих знакомых, недостроенной дороги до Опарино (последние 20 км — щебенка, которая не одному авто разбила лобовое стекло). Продолжили о работе Киселева в администрации, как деньги приходилось просить, людей увольнять, когда даже крепкое словцо не мотивирует их на работу. Энергии в 71-летнем собеседнике — хоть отбавляй. Простой вятский мужик. Прямой и очень энергичный. «Нас, вятских, шутит один мой знакомый, надо в отдельную нацию выделить», - смеется Киселев. А не хотелось бы в отдельную. И чтобы относились нам в центре, не как к особливым, а равно как к любому региону страны.