Женская рука
В Театре на Спасской пара сюрпризов, а именно Шварц и Бродский в одном месте.
Но не все разом, конечно. На сцене – «Дракон» - спектакль по пьесе Евгения Шварца. А в перерыве зрителю предлагается выбор: буфет или стихи Бродского.
«Дракон» - это уже второй спектакль нового режиссера Театра на Спасской Юлии Батуриной. Первым, напомним, было «Отрочество» по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Кто же знаком с творчеством Евгения Шварца и тем более с фильмом Марка Захарова «Убить дракона», поймут, что это творчество более доступно для восприятия юной публики. На сцене шикарные декорации: огромный средневековый стол, стеллаж с кучей книг и свитков, камин, во втором акте появляются ворота с большим золотым черепом. Все как в наших детских сказках.
Добрый странствующий рыцарь Ланцелот однажды попадает в город, которым 400 лет правит Дракон. Он решает вступить с ним в бой, чтобы спасти людей от злой власти. При этом знакомится с девушкой Эльзой, которая в ближайшее время должна стать следующей жертвой Дракона (он, как и во многих сказках, регулярно забирает из города молодых девушек). Ланцелот, конечно же, влюбляется и вызывает Дракона на бой. Однако они друг друга только ранят и рыцарю приходиться уйти, чтобы подлечиться. Убивает же Дракона Бургомистр, его бывший подчиненный. Соответственно, он же и приходит к власти, убеждая людей, что это он спас их от Дракона и сейчас жизнь города станет лучше. Но этого не происходит. «Ах, боже мой! Как мы беспомощны! То, что город наш совсем-совсем такой же тихий и послушный, как прежде, это так страшно» - говорит после произошедшего отец Эльзы Шарлемань.
Ланцелот возвращается - спасает город и Эльзу и от бургомистра тоже (тот уже собирался на ней жениться). Здесь сказка сопровождается интересной находкой, возможной в нашем современном театре: рядом с действиями на сцене, происходящими в сказочные века, разворачиваются те же события в современные дни, в поезде и заснеженном поле.
Изначально пьеса Шварца задумывалась как политическая аллегория и лучше всего этот ее дух передал как раз Марк Захаров, подробно показав жизнь города после смерти Дракона: люди не могли жить свободно, им нужно было кого-то слушаться, и когда Ланцелот учил их жить самостоятельно, они склонялись перед ним, как перед новым господином. Однако если в пьесе Ланцелот говорит Эльзе, что надо идти и спасать город сам от себя (каждый в себе должен убить дракона, чтобы научиться жить свободно), то в нашем театре все заканчивается лишь поцелуем. У нас «Дракон» превратился в красивую сказку с прекрасным романтическим концом и в этом, надо сказать, ощущается женская рука нового режиссера. Спектакль скроен очень чувственно. Остроты добавляют ему разве что стихи Бродского, которые в перерыве выходит читать актриса. Да, это определенно иной почерк, не похожий на то, что было раньше.
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru