Живем в ГМО
На прошлой неделе в Госдуму внесен законопроект, запрещающий производство в России продуктов с генетически-модифицированными организмами (ГМО). Это довольно странно при том, что в прошлом году был принят закон, разрешающий сеять генно-модифицированные зерновые в России. Депутаты, возможно, запутались. Но эксперты «БН» могут помочь: они имеют свою точку зрения относительно вреда или пользы продуктов с ГМО.
1. В Госдуму внесен законопроект о запрете на производство и ввоз в Россию генно-модифицированных продуктов (ГМО). Как вы считаете, нужно ли вводить этот запрет?
2. Продукты с ГМО, на ваш взгляд, вредны?
3. По словам некоторых экспертов, Россия неконкурентоспособна в вопросе производства ГМО-продуктов — у нас просто недостаточно средств на них. Это так?
4. Может ли наша страна позиционировать себя как производитель высококачественной продукции? И хватит ли у нас потенциала, чтобы прокормить всю страну без ГМО?
Владимир Яговкин, депутат Заксобрания Кировской области.
1. В ситуации, которую мы сегодня наблюдаем в России с нашими продуктами питания, просто неактуально говорить о запрете ГМО. У нас сегодня завозится очень большое количество импортных продуктов питания. Своего мы произвести не в состоянии. В то же время генно-модифицированные продукты увеличили бы урожайность, товарность, валовый сбор. Поэтому говорить о запрете их ввоза и производства сегодня просто некорректно. Они для нас жизненно необходимы.
2. Продуктами с ГМО занимаются многие страны: Канада, Аргентина, США. И пока нигде и никакими учеными не доказано, что их употребление может негативно сказаться на здоровье человека. А раз нет таких доказательств, мы имеем право их использовать.
3. Может быть, пока сложно будет подключиться к выращиванию этих культур ввиду не очень большой доступности семян. Но мы же не можем запретить уже существующие в нашей стране продукты: многое из того, что есть на полках наших магазинов, содержит ГМО. Как же мы проживем без сникерсов, например, чипсов? Поэтому сегодня даже уже поздно говорить о запрете ГМО, тем более после вступления нашей страны в ВТО.
4. Мы завозим мясо, молоко и массу других продуктов питания со стороны. Россия не в состоянии прокормить себя сама. Продукты с ГМО направлены на то, чтобы увеличить урожайность. Могу привести пример: если вы предложите на выбор голодному африканцу экологически чистую воду или рис с генно-модифицированными организмами, что он выберет? Конечно, рис, потому что он голоден. Так и у нашей страны особо нет выбора – чтобы прокормиться, нужно использовать ГМО. У нас давно уже нет государственных программ, которые бы целенаправленно поддерживали развитие агропромышленного комплекса. Предприятия закрываются, поля зарастают. Нам скоро нечем будет кормить население. Поэтому нужно развивать хотя бы то, к чему мы сегодня готовы: пусть лучше население кушает ГМО-продукты, чем голодает.
Василий Сураев, генеральный директор «Кировского молочного комбината»
1. Я согласен с тем, что нужен такой запрет, потому что наша страна достаточно развита в сельскохозяйственном плане, чтобы самостоятельно обеспечить себя продуктами питания. Сегодня, если мы хотим, чтобы Россия развивалась, и речи быть не может быть о продуктах с ГМО.
2. На мой взгляд, генно-модифицированные организмы вредны. Говоря это, я руководствуюсь мнением научных кругов. Я прочитал достаточно много литературы по всем этим вопросам и, хотя все ученые спорят друг с другом, я уверен, что разрешать внедрять у нас в России эти культуры до того, как будут получены абсолютные результаты о том, что они безвредны для человека, нельзя.
3,4. Да, мы не сможем вырастить бананы, но если взять тот уровень в сельском хозяйстве, который у нас был в 80-е годы, мы можем сегодня на него равняться. Необходимо, чтобы в стране была разработана государственная программа в области агропромышленного производства и продуктов питания. Когда она будет, то начнется развитие либо молочного животноводства, либо мясного, тогда большая часть населения будет получать продукты, например, в тех размерах, которые предусмотрены медицинскими нормами. Молока в России можно производить больше. Что касается мяса, то наши предприятия в птицеводстве и свиноводстве показали себя за последние годы достаточно эффективно. Я имею ввиду временной период до вступления в ВТО. Но и сегодня они могут восстановиться. К сожалению, сегодня самая большая проблема – молочное животноводство. Статистика показывает, что в России производится 31 млн тонн молока, но так как я изучаю данные по регионам и знаю результаты анализов, которые проводятся, то могу сказать, что товарного молока из этой суммы получается только процентов 50%. И лишь в Кировской области почти все молоко уходит на производство. Необходима комплексная поддержка молочной отрасли. Нужно, чтобы хозяйства могли получить льготные кредиты, субсидии. Тогда они будут развиваться.
Татьяна Шешегова, зав. лабораторией иммунитета и защиты растений государственного учреждения Зонального НИИ сельского хозяйства Северо-Востока имени Н.В.Рудницкого, доктор биологических наук
1. Я категорически против разведения ГМО-культур и ввоза ГМО-продуктов, но, к сожалению, мы от этого уже никуда не денемся. Мы потребляем их практически каждодневно в виде мороженого, конфет, чипсов и т.д. В России, конечно, принято правило: содержание 0,9% ГМО в продуктах разрешено, а то, что сверх того, должно маркироваться. Самые известные генно-модифицированые растения – это кукуруза и соя. Куда они входят, вы знаете. Мы просто живем в ГМО и, конечно, это серьезно, особенно для детей. К слову, перед этим законом вышел другой закон: о том, что на территории России разрешено производить генно-модифицированеые культуры, в том числе зерновые. Учитывая безалаберность в действиях руководства нашей страны, развития ГМО-культур нам просто не избежать. Даже несмотря на подготовку нового закона.
2. Официальные эксперименты на людях не проводились, но подопытными были кролики, мыши и т.д. Выяснилось, что при употреблении ГМО очень страдает репродуктивная функция. Третье поколение животных – внуки – практически бесплодны. Повреждается иммунитет, потому что в наш организм встраивается инородный белок, который для нас противоестественен. Как он поведет себя в дальнейшем, пока никто не знает. Кроме того, ГМО оказывают на организм живого существа канцерогенное и мутагенное действие, а также изменяется состав крови. Защитники ГМО говорят, что это недостоверная информация, так как не проводились опыты на людях. Но как ее проверить?
3. Есть такой термин «терминаторная селекция». Смысл его в том, что следующее поколение семян является бесплодным. То есть, мы получаем продукцию, но на следующий год мы не можем высеять эту же морковку, потому что она не дает потомства. Этому способствует ген, встроенный в ее конструкцию. То есть, нам снова будет необходимо обращаться к производителям этих семян.
4. У нас пол-региона земель пустует. Я помню, как у нас засевали 1 млн га озимой ржи, сейчас же засевается только 80 тыс. га. Поэтому, учитывая нашу огромную территорию, пустующие земли, мы все можем. Только хозяйственной воли на все нет. Это во-первых. Во-вторых, идет экспансия международных семеноводческих корпораций, потому что наши земли для них – это лакомый кусочек. А опасность кроется еще и в том, что если эти растения окажутся на нашей территории, они распространятся естественным образом, потому что запустится процесс переопыления. ГМО-растения переопылятся с природными растениями и все вокруг у нас будет ГМО. Поэтому и испытания эти ограничивают локально, не то, что посадки. Наш регион всегда славился экологически чистыми продуктами. У нас минимум пестицидов, наша природа сегодня находится в естественном состоянии, поэтому развитие бренда экологической продукции – это наше будущее.
Валентина Бушкова, председатель Кировского облпотребсоюза
1. Я считаю, что этот запрет необходим. Наша страна, в первую очередь, должна позаботиться о своем сельском хозяйстве и собственной продовольственной безопасности.
2. Я читала разную литературу и сделала для себя вывод о том, что продукты ГМО нам не нужны — это вредные для нашего организма объекты. Нельзя употреблять в пищу то, что содержит ГМО. Я, конечно, не проводила научные исследования, но мы должны бороться в первую очередь, за свои продукты, защищать свое сельское хозяйство. Поэтому я бы выступила за закон о запрете этих продуктов.
3. Разве лучше засеять все наши земли чужеродными культурами, заплатив за них огромные деньги, а наши хозяйства полностью запустить? Конечно, нет. У нас есть средства на культуры ГМО, но нет денег на свой агрокомплекс? Это неправильно.
4. Конечно, при вступлении в ВТО к нам из-за границы хлынуло огромное количество разных продуктов, в том числе и содержащих ГМО. И это еще только начало. Многие предприятия уже говорят, что им сложно конкурировать с западными производителями – содержание генно-модифицированных организмов все-таки удешевляет продукт. Но надо же защищать свою страну. Ведь весь мир сегодня выступает за сохранение здоровья своих наций, почему мы этого не делаем? Сама Европа употребляет экологически чистый продукт, а нам в то же время посылает совсем не полезные ГМО. Наше государство должно поднимать наше сельское хозяйство, принимать программы на государственном уровне. Почему мы должны упускать шансы на борьбу? Мы всегда славились своим агропромышленным комплексом, всегда могли себя прокормить, и сейчас наши огромные земли никуда не делись, поэтому нам надо просто собраться с силами и начать их обрабатывать. Для этого, конечно, нужен мощный толчок от самого государства. Если оно не встанет на сторону своего производителя, то нам просто нечего будет противопоставить ГМО. Я надеюсь, что эта борьба все же завершится в нашу пользу.