Живое кружево эскизов
25.10.2015 15:48:00
1638
0
Свершилось: в Кировском драмтеатре впервые прошла режиссерская лаборатория.
После затишья и некоего переходного периода мы увидели новых актеров. На малой сцене, без особых декораций – все приходилось делать за счет собственных талантов. И делали.
Три дня, три эскиза спектакля и три актуальные темы, которых нам очень не хватало.
Первым был Егор Чернышов из Санкт-Петербурга и разговор о мужском начале – «Красный волк» (пьеса Андрея Иванова). Где же это обсуждать, как не в медицинской палате, откуда уже не сбежишь ни от себя, ни от проблем. Там и сошлись гопник Сява, интеллигент Чурило, умудренный опытом Стас, прошедший Афганистан, и попавший с ножевым ранением новичок – ламберсексуал Рома. Случай последнего и служит началом всех философских рассуждений палаты. Пытаясь доказать девушке свою мужественность, Рома с другом подрались и тот пырнул его ножом в грудь. Стас советует – надо мстить, чтобы открыть в себе настоящего мужчину, настоящего волка. Только для чего он это делает: не для того ли, чтобы доказать обратное: настоящий мужской поступок – прощение. Рома к этому приходит, а вместе с осознанием новой истины открывает большие двери Драмтеатра и выбегает на воздух – в другую жизнь. Браво режиссеру за неожиданную находку: впервые спектакль игрался в фойе. Взлетевшая стая голубей, не ожидавшая явления актера, чудесно дополнила этот замысел. Катарсис у зрителя случился.
Работа по пьесе Ольги Мухиной «Таня-Таня» режиссера из Сарапула Олега Степанова оказалась удивительно женской. Флирт, яблоки, мороженое, любовь. Ну, какая женщина не вздрогнула от столь нежных слов и прикосновений актеров друг к другу (за исключением, конечно, надуманно-страстных поцелуев), находящихся к тому же на расстоянии вытянутой руки (даже телевизор с его сериалами дальше). А глаза актрис, в слезах или радостные, отвергающие мужчину или дающие ему шанс, желающие любить и бежать куда угодно за этим чувством. Или сами мужчины, которые напились в финале, и пошли просить прощения у своих возлюбленных. Все с такой женской нежностью. Сценарий эскиза не разложить по полочкам: сам Степанов назвал эту пьесу «кружевом». И он сумел ее талантливо сплести.
Евгений Ланцов из Абакана выбрал уже знакомого нам автора – Ярославу Пулинович и ее новую пьесу «Земля Эльзы». Он поставил себе самую сложную задачу: на сцене не было ни носилок, ни инвалидного кресла, ни стола, ни вина, ни картошки. Только зеленый стол и стулья. Как актеры, привыкшие к настоящей застройке сцены (домам, лестницам, скамеечкам, шторам, покрывалам), с этим справились? Отлично. И тут стоит упомянуть одно конкретное имя – Наталья Исаева - она была другой. Это отметили и зрители уже на обсуждении. Тихая, скромная, неуверенная в себе пожилая женщина и оказалось, что она неплохо в этой роли смотрится. Героиня Исаевой, Эльза, в молодости была отдана замуж за изнасиловавшего ее грубияна и всю жизнь прожила, не получив от него ни одного нежного слова. А когда в пожилом возрасте он умирает, она неожиданно встречает совершенно другого мужчину, который ее не только учит целоваться, но и собирается забрать в путешествие. Однако, как водится в настоящей драме, все рушится из-за разного рода обстоятельств. Да, возможно, сам сюжет простоват, но есть в нем моменты, которые трогают за душу. Быть может, определенная алхимия шла от наших гостей-режиссеров, а возможно, засидевшиеся актеры Драмтеатра наконец-то ожили.
Будем считать, что открывшиеся в первом спектакле двери на улицу дадут Драмтеатру свежий глоток воздуха. Воспримем их как символ.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru