ЖКХ без бардака

17.12.2017 16:08:00 2888 0

Основная проблема многоэтажных домов – отсутствие у жильцов чувства собственничества. С появлением неразберихи на рынок ЖКХ выходят жулики. Постановка спорта на коммерческие рельсы оправдана. Так считает представитель Общественной палаты региона, член «Центра общественного контроля в сфере ЖКХ», президент Федерации самбо Кировской области Игорь Кученев.

Игорь Олегович, почему сферу жилищно-коммунального хозяйства относят к числу самых коррумпированных?

– Потому что все трубят о воровстве и прочих грехах в ЖКХ. Хотя, если разобраться, это единственная услуга, которую собственник может получить и за нее не заплатить. Для таких людей даже термин появился – «террорист ЖКХ». В других сферах сначала платишь, потом получаешь услугу. Почему сейчас жестко встал вопрос о прямых договорах плательщиков с ресурсниками? Потому что говорят: деньги «заседают» в управляющих компаниях (УК). Не надо забывать, что и у населения долги – огромные. Несобираемость с населения по Кирову – 20%. И проблема усугубляется: если три года назад собираемость была 96-98%, сейчас 80%.

То есть в проблемах ЖКХ велика вина населения?

– Виновата вся система. Президент сказал: если вы заплатили и ваши деньги используются неправильно, надо наказать виновного. В строительстве сейчас все больше застройщиков привлекаются к уголовной ответственности за нецелевое использование средств. По логике, так должно быть и в ЖКХ, только ситуация получается иная: раз не платят, то что и с кого требовать?

Верно ли, что часто злостными неплательщиками являются люди с достатком, а бабушки с небольшой пенсией вносят платежи исправно?

– Бабушки почему вовремя платят? Чтобы не лишиться субсидий (хотя есть и просто ответственные). Сейчас перешли на новую систему оплаты тепла по факту, и «переходный» период всегда непрост. Независимо от этого, УК не подаст списки об отсутствии долгов у потребителей-должников, и те не получат господдержку. Хотя ресурсники публично сказали (пока документарно не подтверждено), что для УК сделают отсрочку до сентября.

В то же время есть люди, которые умеют пользоваться «дырками» в законодательстве. Закон гласит: в суд на неплательщика можно подавать при глубине задолженности в три месяца. Однако, во-первых, судебный приказ не всегда срабатывает. Во-вторых, как правило, у этих грамотных людей есть деньги для того, чтобы привлечь юристов, хороших советчиков. Процедура затягивается, а они в это время пользуются таким «льготным кредитом». Ждут, когда придет иск. С другой стороны, для УК услуга юристов или коллекторов тоже стоит денег, а их может просто не быть. Получается так: поймают — заплатим, не поймают – не заплатим. И не забывайте, что по судебным делам есть срок давности.

Есть вероятность того, что рынок ЖХК вновь полностью перейдет к гос- или муниципальным предприятиям?

– Любой МУП должен работать и приносить прибыль. Сейчас многие из них выставляют на продажу, значит, неприбыльные. С ГУПами тоже все непросто. Не будем вспоминать великомученика КРИКа, который так хорошо начинал и так заканчивает. В госимущество сложнее перевести объект, чем в частный сектор. Это машина, которая подчиняется федеральным законам, плюс казначейству. Со всех сторон курируют, чтобы кто-то не развернулся и не пошел другим путем.

В случае принятия закона о переходе на прямые договоры, получается, УК из цепочки частично выпадают?

– Да. Начислять и предъявлять счета будет ресурсная компания. Сейчас есть посредник – УК. Собственник пишет в ее адрес: почему так дорого, что-то здесь не так. Специалисты пытаются найти причину. Может, гигакалории не так поставили, или площади не те указали – смотрят на технические вещи. УК в этом случае посредник, через которого можно проверить ресурсоснабжающую организацию.

Если счет выставляет ресурсник, важна открытость схемы. Иначе... Можно спросить у ребенка, ел он или нет. Он скажет: «Ел». А как проверить? Конечно, это мое личное мнение, ресурсники могут со мной поспорить.

Лишение УК лицензий за долги считаете действенной мерой?

– Считаю действенной. Привлекать к ответственности надо, но только действительно за дело. Необходимо адекватно оценивать эти же долги населения. Есть один дом, который из-за споров ресурсников и застройщика не платит УК уже 4 месяца.

При этом у них есть свет, тепло, вода, вывозится мусор. За что в такой ситуации лишать УК лицензии, если она функциональность дома поддерживает? Подобные ситуации очень спорные, нельзя подходить формально. Или спецсчета, деньги на которых – целевые. Допустим, на счет должен прийти миллион, а пришло 700 тысяч. Соответственно, все оплаты ресурсникам делятся пропорционально, а 300-то тысяч где взять? С другого дома – нельзя. При этом дом все равно обслуживается. В нем должен быть свет, работать лифт, канализация, обязательно в нашем регионе должно быть тепло. Оплата этого будет вестись в первую очередь, а все остальные услуги и работы?

Обоснованы ли заявления некоторых руководителей УК о том, что этот бизнес нерентабелен?

– Тогда зачем они находятся в нем? Если бизнес нерентабельный, за счет чего живут? Значит, жульничают. Они же не «Газпром», не «КТК», где за счет прибыльных активов можно покрыть убыточные. Если небольшая компания все время уходит в минус, откуда деньги? Вы же не будете работать там, где не платят. Только если волонтером.

На рынке много спекуляций вокруг ЖКХ: поверка счетчиков, газового оборудования. УФАС выписывает штрафы, прокуратура реагирует, а такие объявления не исчезают. Народ доверчивый, бизнес изощренный или наказание мало?

– По правилам внутренние сети проверяются. После случаев взрывов газа в России это необходимо делать после определенного срока их службы. В тариф проверка не заложена, делается за счет собственников. Договоры на обслуживание сетей заключаются, а источник финансирования не уточняется. После подписания договора начинают людей терроризировать: вы же подписали, платите. С появлением любой неразберихи на рынке появляются жулики.

Недавно разговаривал с Сергеем Улитиным (руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ ОПКО - «БН»). Хотим собрать газораспределительные компании, чтобы они дали разъяснения – с кем работать можно, а с кем опасно. Затем сформируем алгоритм, как эту информацию донести до потребителей: региональная Общественная палата на своей площадке проводит различные семинары, учебы.

Что, на ваш взгляд, должно быть первоочередным критерием в рейтингах УК?

– Думаю, как правильно говорят ресурсники, во главе рейтинга надо учитывать задолженность перед ними. Отсюда будет понятна финансовая дисциплина компании. Если финансовая составляющая хорошая, то и качество работ хорошее.

В рейтингах часто присутствует много человеческого, когда люди приходят, жалуются или хвалят. Приведу конкретный факт: человек за год написал в ГЖИ больше тысячи жалоб! У него это как работа. Специалисты разбираются, какие из них адекватные, а какие нет. К примеру, капитальный ремонт столкнулся с проблемой: сети отремонтированы частично. Какая-то из квартир отказалась – ремонт прошел мимо, а в результате вся система сбоит. Пришли к решению: если кто-то один отказывается, то капремонт во всем доме переносится на несколько лет.

То есть весь дом страдает?

– О чем мы и говорим. Это общедомовое имущество, в нем мы собственники. И мы отвечаем за подъезды, оплату ресурсов и все остальное. Отвечаем друг за друга. А здесь один сказал: «Не буду», и на всех остальных ему плевать.

Значит, есть возможность не платить…

– У нас в России система оплаты недостаточно жесткая. Я был в Грузии, в Азербайджане – вот там за коммуналку с населения спрос жесткий. К примеру, в Азербайджане действует коммунальная карта. Если у тебя долг и определенного лимита на карте нет, услуга тебе не оказывается.

А если многоэтажный дом? Стояк отрежут? Если нет денег, то без тепла жить будет?

– Да, обрезают, там горизонтальная система. Поинтересовался, как быть, если денег на карте немного. Рассказали: тепло в одной комнате включают, другие содержать не могут, поэтому там отключено (правда, в Азербайджане и климат другой). Однако климат вряд ли влияет на умение экономить другие ресурсы. В Азербайджане воду очень экономят. Это мы: включили струю на полную и – намываемся. А они смочили голову – выключили кран. Снова открывают лишь для того, чтобы мыло смыть. В душах насадками-распылителями пользуются. Везде стоят счетчики, как в Европе.

Экономия ресурсов везде должна быть, только как всех заставить тот же свет экономить или мусор разделять?

– Приучиться надо. Когда мне говорят, что не будут делать, всегда отвечаю: «Будут! Все зависит от наказания». Штраф за непристегнутый ремень безопасности ввели – почти все пристегиваются, хотя раньше мало кто это делал. На дорогах в городе камер наставили – водители стали более-менее дисциплинированно ездить. Где стоят камеры – перекрестки не забиваются, потому что штраф от 500 рублей до тысячи.

Если я пластиковую бутылку брошу в контейнер для бумаги, зная, что мне за это будет штраф...

- … и вас поймают, и вы его оплатите, то в следующий раз задумаетесь. Приведу конкретный пример. У одной из многоэтажек поставили камеры и стали сообщать в ГИБДД о заезжающих на тротуар машинах. Через определенное время жилец дома стал сам записывать номера нарушителей, фотографировать и отсылать куда надо. Его спросили, зачем. Ответил: «Меня четыре раза оштрафовали. Почему я должен страдать, а другие нет?». Теперь он машину сам не ставит и о нарушителях сообщает. Решить можно многое, просто с этим надо, что называется, переспать и подумать, что сделать.

Лично вам доводилось сталкиваться с коммунальным «бардаком»? К примеру, не могли дозвониться на «горячую линию» из-за отсутствия воды?

– В этом году действительно было много отключений в городе. В газетах об этом пишут, по ТВ говорят. Да, раздражает, когда приходишь домой, кран открываешь – не бежит. А много ли кто знает телефон своей диспетчерской службы? Я вот, к примеру, не знаю. Мы говорим «бардак». Давайте начнем с себя и для начала хотя бы табличку с телефонами в квартире повесим. Нужно конструктивно ситуацию оценивать.

Зачем вам президентство в Федерации самбо? Наверное, это большой объем работы, необходимость «выбивать» деньги?

– Я сам борьбой много лет занимался и сейчас продолжаю. Мне в свое время этот спорт дала страна, остались товарищи моего возраста, которые сейчас тренируются. Детей своих приводят. Если есть возможность помогать заниматься кому-то еще, значит, это надо делать. Я помогаю. Как общественник, могу какие-то проблемы или темы вынести на широкое обсуждение, и к ним прислушиваются.

Это массовый спорт. В декабре мы провели серьезный турнир по самбо среди юношей, посвященный памяти сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга. Участвовали более 50 сильнейших борцов из 10 регионов. До этого выступил на общественном совете УМВД, который и одобрил проведение такого турнира. И в целом это пропаганда самбо.

Что-то «выбивать» из бюджета считаю неправильным. Да, власть может помочь, рекомендовав каким-то спонсорам. Спорт должен частично вставать на рельсы бизнеса в таком плане – тренер приходит и говорит: «Могу сделать трех мастеров спорта или чемпиона России, но для подготовки нужна такая-то сумма». В этом случае в конце года можно с него спросить. Не вкладывая денег, результат получить сложно. И пока в этом отношении перспектив у Кировской области немного. У нас был мальчик, призер по самбо. Возраст подошел – уехал в Пермь, потому что там предложили зарплату и учебу. Также девочка, чемпионка Европы, уехала из Кирова. Если у нас нет денег, но и нет чемпионов, то и что просить-то?

Сейчас много платных спортивных секций. Ваше отношение к коммерциализации спорта? 

– Весь основной вопрос в том, как будет построен соревновательный процесс. Насколько у вас хватит возможностей, средств возить ребенка на турниры. Мне кажется, соревнования должны проводиться под эгидой спонсоров. Почему для хоккея ищут спонсоров? Потому что это дорогое удовольствие. Если не ошибаюсь, амуниция для ребенка из «Олимпии» по стоимости доходит до 60 тысяч рублей. Не каждый родитель может себе такое позволить. У нас в самбо полегче. Есть залы, мы. Оборудование и организация тренировок не такие дорогие. Еще у нас точечный вид спорта, можно что-то сделать, довести до результата и его показать. В спорте многое зависит от денег, но далеко не все.

Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

Досье:

Кученев Игорь Олегович, член Общественной палаты Кировской области, член «Центра общественного контроля в сфере ЖКХ», президент КРОО «Федерация самбо».

Дата рождения: 2 ноября 1964 года.

Образование: высшее, в 1988 году окончил Кировский государственный педагогический институт им. Ленина (факультет физической культуры).

Блиц:

Хобби: снегоходы.

Любимое блюдо: из баранины.

Что цените в людях? Честность.

Что для вас самое главное в жизни? Справедливость.

Чем в жизни помогает спорт? Дисциплинирует, учит преодолевать трудности и достигать результата.

От автора:

Нередки случаи, когда кому-то дана сила, кому-то ум. Если эти два качества, плюс прямолинейность и готовность отвечать на неожиданные вопросы свойственны человеку, он интересен для журналиста. Игорь Олегович — из таких, и слов обратно не берет. Очень оживился и как-то по-особенному заулыбался, когда заговорили про спорт. Его тема.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте