Золушка без туфельки
Сказка в драмтеатре. И не только для детей. Совершенно другая, более взрослая и глубокая «Zолушка». Отличающаяся от того, что было в театре раньше. Спектакль по знакомому всем сюжету поднимает проблему смерти и вопрос о сложной психологии подростков.
«Zолушку» в нашем театре поставил Олег Степанов, главный режиссер Сарапульского драмтеатра. Он уже приезжал в Киров и знаком нашим актерам. «Это некий психоанализ известного мифа о Золушке. Она поставлена по пьесе известного французского драматурга, которая даже вошла там в школьную программу», - сказал он еще до премьеры.
Жоэль Помра создал новую трактовку не только Золушки, но еще «Красной шапочки» и «Пиноккио». Он подошел к этим сказкам как психолог. И его работы стали популярными: Помра был отмечен многими литературными и театральными премиями. А его «Золушка» (или по-французски «Cendrillon») рекомендуется во Франции для прочтения тем, кто собирается изучать бакалавриат в сфере театрального искусства.
На сцене драмтеатра «Золушка» смотрелась как нечто неожиданное и не форматное. Но очень интересное. Изначально художник Анна Макшакова (которая приехала вместе с режиссером) ставила перед собой цель создать с помощью декораций как можно более холодный мир. И это ей удалось. Слева на сцене висит огромная луна — круг-проектор, дающий подсказки относительно того, что происходит на сцене. Посередине - только одна катающаяся на колесах огромная декорация, превращающаяся то в диван, то в ванную комнату, то в залу стеклянного дома мачехи. Кстати, идея Помра о стеклянном доме и постоянно бьющихся о него птицах — гениальна. Мачеха с дочерьми (традиционно совершенными дурочками) живет в оригинальном прозрачном доме. Но постоянно умирающие птицы, которые не замечают стекла — говорят о другом — внутренний мир обитателей дома пуст и мертв.
Степанов сказал, что в спектакле будет поднята тема смерти, которая редко обсуждается с детьми. Она действительно главенствует. Девочка Зоя (Золушка) считает, что если она постоянно будет думать об ушедшей матери, то та не умрет по-настоящему. Она берет на себя всю домашнюю работу в доме будущей мачехи в наказание о том, что забывает иногда вспоминать мать. Только взбалмошная фея (кстати, очень удачный персонаж, вызывавший у зала веселый смех) смогла уговорить Золушку сходить хотя бы на бал. Но и там мы не видим сказки в нашем традиционном понимании: Зоя, конечно, встречает принца, но у него похожая проблема — 10 лет назад у него умерла мама, в смерть которой он не верит и ждет от нее ежедневного звонка. Вместо туфельки, кстати, в спектакле объединяющим влюбленных артефактом служит ботинок принца. Оригинально и вызывает искреннюю улыбку. В пьесе Жоэля Помра принц в итоге оказывается слабее и не может бороться со своей психологической травмой. Ему легче находиться в состоянии несчастья.
У нас же на сцене хэппи-энд: дети помогают друг другу справиться со своими переживаниями и весело танцуют на балу. И в этом моменте, кажется, не хватило более серьезных диалогов между Зоей и принцем — как они побороли свои страхи и зажимы. Но, возможно, подросткам, для кого спектакль, в первую очередь, и предназначен, будет и так все понятно. Театр должен говорить и на их языке.
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru