Градусы идут в Сеть

21.05.2017 16:34:00 1694 0

Алкоголь можно купить через интернет. Это не новость. Но скоро это можно будет сделать вполне законно. Данное новшество уже прорабатывает Минэкономразвития. Какому рынку это даст развитие: сегменту дорогих вин, как надеются чиновники, или развяжет руки нелегалам?

Закон о легализации дистанционной продажи алкоголя должен будет разработать Минэкономразвития. В первую очередь это коснется только пива и вина, а уже потом в интернет попадут более крепкие напитки. В начале этого года, к слову, Минфин был против легализации продаж алкоголя через интернет, потому что не  было ясности, как можно регулировать данный рынок, чтобы он соответствовал всем уже принятым нормам.
Кроме того, по мнению чиновников этого ведомства, удаленная реализация алкогольной продукции прямо противоречит положениям концепции государственной политики по деалкоголизации населения. Также были высказаны сомнения, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (РАР) сможет эффективно контролировать работу интернет-магазинов. Затраты же на такой контроль могут превысить доходы от торговли.
Однако Минэкономразвития все продумало. Во-первых, каждая компания, продающая алкоголь, должна будет зарегистрироваться в системе ЕГАИС. Во вторых, продавать спиртные напитки можно будет только в разрешенное законом время, а при доставке курьер обязан будет узнать возраст покупателя. Все эти меры рассматриваются министерством с целью повышения темпов экономического роста в этом году. И наряду с ними, например, обсуждается и возможность снижения акцизов. А вот вопрос борьбы с алкоголизацией населения в данном случае не рассматривается.
В итоге Алексей Сазанов глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина на прошлой неделе на совещании в Совете Федерации о государственном регулировании розничной торговли алкогольной продукцией в интернете сказал, что до 1 июля 2018 года предложено продавать в интернете только вино и пиво. Потом это новшество будет подвергнуто мониторингу, после которого примут решение, подходит ли оно под другие виды продукции.

Данное предложение уже поддержал Союз российских пивоваров. Там считают, что в пиве отсутствует контрафактная составляющая, поэтому его нужно будет только оформить в системе ЕГАИС.
— Подготовка предложения — это техническая работа, направленная на то, чтобы обеспечить пиву, как и другим напиткам, возможность продаж дистанционным способом силами тех операторов, которые делают это прозрачно и в рамках закона, — сообщил Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям пивной компании «САН ИнБев».
Данную инициативу одобрил и глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его словам, это нововведение будет пользоваться спросом у наиболее обеспеченной категории населения, поэтому проблем с алкоголизацией не будет.
— Только 15-20% населения будет пользоваться интернет-торговлей. Мало кого заинтересует пиво через интернет, в основном будет винодельческая продукция и дорогой крепкий алкоголь. За бутылкой водки по 200 рублей никто в интернет не пойдёт: одна доставка будет дороже, чем сама бутылка. Там будет продаваться дорогой алкоголь для населения среднего класса и выше, - сказал Дробиз.
С ним не согласен руководитель центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. Он считает, что в интернете может начаться торговля не самой качественной продукцией и многие продавцы будут просто уклоняться от существующих правил и не платить налоги.
Пока обсуждаются меры экономического регулирования рынка, обществу в нашей стране ничего не мешает приобретать алкоголь в тех количествах, в которых оно желает. А желает оно, по данным ВОЗ, в среднем по 12 литров в год. И это четвертое место в мире по количеству потребляемого на душу населения алкоголя. Больше нас пьют только жители Литвы (16 литров), Белоруссии (15 литров) и Латвии (13 литров). При этом норма ВОЗ составляет 3-4 литра на человека в год. И мы вполне ей соответствовали — до начала Великой Отечественной войны.
В Кировской области активная борьба властей с алкоголизацией населения, как показывает статистика, дает положительный результат. Но небольшой. Так,  2016 году всего было реализовано 11,2 млн литров  алкогольных напитков и пива (в пересчете на чистый спирт), включая продажу в организациях общественного питания. Это на 258 тыс. литров (2,2 %) меньше, чем за прошлый год. В среднем же на одного жителя региона в абсолютном алкоголе продано 8,6 литра алкогольных напитков и пива, тогда как в 2015 году этот показатель был равен 8,8 литра.
При этом снизилось и число алкогольных отравлений населения: за первый квартал этого года их стало меньше на 50 случаев по сравнению с тем же периодом в прошлом году.  Количество летальных исходов сократилось на четверть — с 75 до 56.
Однако статистика кировского УМВД говорит об обратном эффекте данной политики. Так, за четыре месяца 2017 года в Кировской области возбуждено 37 уголовных дел, связанных с правонарушениями в сфере оборота алкоголя. И это на 50% превышает показатели за аналогичный период прошлого года. Из оборота изъято более 11 тысяч литров нелегального алкоголя. Так, 27 уголовных дел возбуждено за реализацию суррогатов, 6 — за продажу алкоголя без акцизов, 4 — за незаконное использование товарных знаков. Пресечено 24 факта продажи продукции дистанционно или через таксистов. По решению суда заблокировано 17 сайтов с «профильной» рекламой.

Кроме того, начальник отдела организации применения административного законодательства УМВД Алексей Леванов рассказал, что предприниматели научились обходить закон о жидкостях двойного назначения (запрет Главного государственного санитарного врача на продажу продукции с содержанием этилового спирта более 28%). В рамках действия этого перечня пресечено уже 280 правонарушений и изъято более 2,5 тысяч литров продукции. Производители и продавцы подобной продукции научились приспосабливаться: первые пишут на этикетках, что их продукция содержит нужное количество спирта, вторые выставляют ценник не ниже 60 рублей, а по факту продают за 30. По словам Леванова, новые ограничения и запреты в этой сфере необходимо принимать на федеральном уровне.
Пока же в Москве было предложено еще одно антиалкогольное новшество — запретить демонстрацию алкоголя на телевидении с 6 до 23 часов. Специальное письмо с просьбой рассмотреть данное предложение в правительство направил Центр разработки национальной алкогольной политики.
Законопроект предлагает добавить в закон «О СМИ» пункт, который бы запрещал демонстрацию процессов потребления алкогольной продукции в документальных и художественных фильмах, а также в теле-, видео- и кинопрограммах с 6 до 23 часов по местному времени. Однако Ольга Казакова, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, в конце прошлой недели сообщила, что депутаты не одобрили данное предложение. По мнению законодательной власти антиалкогольная пропаганда должна быть другой. А, может быть, она просто должна быть?

Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru

Мнение

Андрей Несветаев, ГК «Культура Гостеприимства» (Кафе-бар «Фабрика», Кафе «Сушилка», Арт-Кофейни)
- Закон о продаже алкоголя через интернет в большей мере будет интересен тем магазинам, которые занимаются реализацией дорогой продукции и не могут обеспечить ею всех заинтересованных покупателей. Как этим могут воспользоваться люди, продающие контрафактный или дешевый алкоголь, мне сложно предугадать. Все будет зависеть от того, как этот вопрос будет контролироваться.
Что касается антиалкогольной политики, то она не подразумевает сплошной запрет продаж алкогольных напитков. Она должна лишь регулировать эти вопросы, определять правильный вектор развития. Нельзя полностью запретить употреблять эти напитки. Вполне возможно, что для усложнения жизни контрафакту надо освободить дорогу легальному алкоголю.
 

Сергей Зыкин, территориальный менеджер торговой сети «Бристоль»:
- В законе о продажах алкоголя через интернет пока нет необходимости. Дело в том, что сама система ЕГАИС, через которую осуществляет свою деятельность этот рынок, нуждается в доработке. До сих пор не ясно, например, как должна работать система возврата товара – в ней есть сбои. И возникнет еще больше вопросов, когда алкоголь будет продаваться через интернет. Как узнать, сколько человеку лет, когда он заказывает товар через сеть? Как отслеживать контрафакт? Сегодня по звонкам покупателей, по каким-то жалобам в любую торговую точку могут приехать проверяющие органы, запросить документы. А как проверить интернет-продавцов? Можно приехать на один склад, а отгрузки на самом деле идут с другого. Кроме того, сегодня уже работает система заказов через интернет. Во многих магазинах покупатель может забронировать определенный товар. А потом приехать и выкупить его. Но, конечно, если закон будет принят, все компании расширят список своих услуг и будут более активно работать с интернетом. Мы эту нишу не упустим и создадим в ней конкуренцию нелегалам.

Инфографика

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте