Поехали в Каринторф!
19.05.2019 19:46:00
5836
0
Может ли уникальный объект - узкоколейная железная дорога в Каринторфе - стать музеем и туристическим клондайком?
Вагончик тронется
Дорога от Кирово-Чепецка до Каринторфа занимает минут 40. Это пять остановок по узкоколейной ж/д ветке – Новый, Вернисаж, Боево, Пойма и конечная станция Техническая. Сама по себе узкоколейка – это уже памятник, его даже называют чепецким метрополитеном.
А вот для местных жителей, которые используют дома за рекой в качестве летних «резиденций» и просто для поездок на работу и обратно, маленький тепловоз с вагончиками стал обычным автобусом. По выходным состав заполняется дачниками, пенсионерами, детьми всех возрастов. Билет стоит 22 рубля.
Туристов как таковых нет, поэтому машинист отвечает охотно и с гордостью: «Тепловоз 1984 года выпуска, из Сибири привезен. Работает на солярке, а буржуйки в вагонах топим зимой дровами».
График движения состава одинаковый зимой и летом, без выходных и праздников поезд курсирует пять раз в день. Маршрут местами живописен и не скучен: часть его проходит по мосту через реку Чепцу. И, пока здесь не появится капитальный автомобильный мост, жить узкоколейка будет долго.
Назад, в 50-е
В Каринторфе, на первый взгляд, время остановилось. Именно за этим ощущением возврата в прошлое сюда приезжают фотографы и любители советской старины. Автомобилей почти нет, местные пользуются мотоциклами. В ходу есть даже грузовик ЗиЛ 60-х годов выпуска, на котором перевозят брус от разбираемых домов.
Депо, теплушки, вагонетки, топливные цистерны, разъезды, семафоры – основные составляющие заброшенного железнодорожного пейзажа. Но главное достояние поселка – тишина, высоченные сосны и, конечно, архитектура.
Деревянные двухэтажные жилые дома, возведенные немецкими военнопленными, к сожалению, постепенно разрушаются, уходят в небытие. Бабушки на лавочках сетуют: «Все нас забыли, канализация прохудилась, крыши текут!»
Кому это нужно?
Пара домов в поселке уже обшита сайдингом, так что дух уникальности постепенно сходит на нет. Основные средства городского бюджета идут на поддержку перевозок между Каринторфом и городом. Как пояснили «БН» в администрации Кирово-Чепецка, город возмещает затраты перевозчику: ежегодно на эти цели выделяется 15 млн 515 тысяч рублей.
– Вопрос дальнейшего развития узкоколейной железной дороги администрацией города не рассматривался, хотя в будущем АНО «Музей железной дороги» планируется работа над организацией экскурсионных маршрутов, – отметили в кирово-чепецкой администрации.
В Центре развития туризма Кировской области считают, что из-за отсутствия базовой туристской инфраструктуры в поселке (точки общепита, туалетов, средств размещения, объектов показа) организация групповых туристских поездок в Каринторф не является возможной.
– Туристический поток по данному направлению состоит из индивидуальных туристов, увлеченных историей и наследием рабочего поселка 50–60 годов прошлого века, построенного пленными немцами, а также фотографов и блоггеров, которых привлекает атмосфера места и возможность запечатлеть уникальное путешествие на ушедшем в далекое прошлое транспорте, – прокомментировали ситуацию в Центре.
Музей УЖД – реален?
Можно ли превратить Каринторф в настоящий туристический клондайк, даже имея не столь большой перечень исторических объектов: узкоколейку, памятник труженикам тыла в виде тепловоза, жилые дома. У местных жителей на этот счет свое мнение.
– К сожалению, большая часть домов идет под снос, скоро и этого не будет, есть и кладбище немецких и венгерских военнопленных, которые работали на стройках и торфяниках. Оно тоже часто привлекает туристов, – считает основатель интернет-СМИ «Каринторф» Александр Воробьев.
По мнению Александра, идея создания в поселке музея узкоколейных железных дорог реальна, но на пути его создания есть преграда – отсутствие круглогодичной автомобильной автодороги.
– В весенний период выручает только УЖД, поэтому если что-то и планировать, то после открытия автодороги. Музей мог бы стать замечательным местом, где можно было бы узнать об истории узколейных железных дорог, торфоразработок и в целом истории кировского края, – считает он.
По мнению депутата Кирово-Чепецкой городской Думы Сергея Завьялова, местная УЖД – это уникальный метрополитен России.
- Очень радует, что по сей день эта магистраль функционирует – это, по сути, живой музей. Сам поселок был построен в послевоенные годы и с тех пор практически не изменился, что позволяет практически окунуться в жизнь сталинской эпохи. Организация туристического маршрута по данному направлению, несомненно, вдохнула бы новую жизнь в развитие Каринторфа, - считает Сергей Завьялов.
Михаил Шинкарев, глава администрации Кирово-Чепецка:
– По мнению экспертов агентства стратегического развития «ЦЕНТР» (г. Москва), в ходе работы над проектом по разработке архитектурно-художественной концепции развития общественных пространств, Каринторф является уникальной территорией. Возможно, опираясь на самобытность Каринторфа, сохранность его исторической среды, сделать ставку на его туристический потенциал и для развития КировоЧепецка и региона в целом. Использовать Каринторф можно не только как туристический объект, но и, к примеру, как площадку для событийных мероприятий (в программе «Дневной разворот» 16+).
Для справки:
Каринторф – это микрорайон Кирово-Чепецка, расположенный в 13 километрах от основной части города. Основан в 1930 году на торфоразработках, которые велись для нужд Кирово-Чепецкой ТЭЦ. Последний поезд с торфом был отправлен из поселка в 2012 году. Отделен от него рекой Чепцой. Из-за отсутствия автомобильного моста через Чепцу круглогодичной автодороги в Каринторф нет. В период половодья из Кирово-Чепецка до Каринторфа можно добраться только по узкоколейной железной дороге. 1 мая 2019 года УЖД сменила собственника. Вместо АО «ВяткаТорф» им стало АНО «Музей железной дороги». Начальная цена имущества УЖД составила 22 миллиона рублей
Надежда Пономарева
mail@bnkirov.ru