Ищем активного мужика
В следующем году могут быть разом завершены многие культурные стройки Кирова. «Но только если будут деньги», - оговаривается Павел Сырцев, глава департамента культуры, рассказывая «Бизнес Новостям» о глобальных планах на следующий год – год культуры в России. Детский космический центр, памятник Шаляпину, особняк Репина… Кроме этого уже точно поднимется и зарплата в сфере культуры. Дождались.
Соглашаясь на интервью, Павел Николаевич сразу же оговорился, что на этой неделе он очень загружен и времени на беседу будет не так много. В назначенный час времени вдруг не оказалось совсем. Сначала он как истинный глава депкульта долго утверждал по телефону программу готовящегося праздника в честь вручения премии Александра Грина, а потом и вовсе оставил нас с фотографом одних в кабинете, убежав на встречу к губернатору, любезно предоставив нам свою рабочую библиотеку. Благо, начитаться вдоволь мы не успели: быстро все утвердив, Сырцев «попал» в наши журналистские объятия.
- Я признаюсь, подслушала ваш разговор по телефону по поводу праздника Грина. Меня заинтересовало открытие шахматного домика. Помнится, еще при Марии Гайдар вокруг этого строения были споры. Он все же будет таким, каким его задумывали?
- Нет, в том виде, как хотелось бы, открыть его не получится. Это площадка на Набережной Грина, знаете?
- Да.
- Скоро туда наши спонсоры (сочувствующие простаивающему объекту) привезут пол, установят лесенки. В целом весь День Романтики проводится за счет внебюджетных источников (кроме самой премии Грина). Ту же Ассоль, к примеру, устанавливает компания «Хилтон». Если ничего не изменится, то в понедельник-вторник памятник уже будет в Кирове. Отливали его на заводе в Жуковском.
- А зачем нам еще и Ассоль? У нас же есть уже «Бегущая по волнам». Причем в том же месте – у цирка.
- Мы же позиционируем себя как родина Грина, и считаемся к тому же городом детства: у нас и премию Грина вручают, и детский форум проходит. А что касается места, то скульптуры разные: одна бежит по волнам, вторая кораблики запускает. Да и где еще, как не у воды. Другого благоустроенного водоема у нас в Кирове нет.
- И что все-таки с домиком?
- Его благоустроят. Мы постараемся провести там шахматный турнир или сеанс одновременной игры. И будем использовать дальше как площадку для разных, в том числе и концертных мероприятий. Там люди смогут и поиграть в шахматы, и посмотреть какие-либо выступления.
- А за счет чего он был построен?
- Средства из областного бюджета на него не тратились. Все было сделано благодаря деньгам спонсоров и городской администрации. За счет внебюджетных источников мы проводим ко дню романтики ремонтно-благоустроительные работы и в парке «Аполло». Там принимают участие «Вятка-банк» и «ККС». Хотелось бы, конечно, перевести парк в другой формат: чтобы там было больше благоустроенных зон, чтоб зимой там можно было кататься на коньках, как раньше, чтоб летом была открытая нормальная площадка, дорожки. Были идеи оформить там некий уголок скульптурами динозавров. Но, конечно, о превращении всего парка в «Динопарк», как мы это сделали в Котельниче, сегодня речи не идет. Нужна целостная концепция, и пока мы ее еще разрабатываем.
- Поговорим о более глобальном празднике – «Всемирных сказочных играх», уже прошедших в начале лета. Все ли удалось?
- Я думаю, что все. К нам приехало большое количество гостей, примерно столько же, что и в прошлом году. Поменялась немного география, поскольку первого июня детские праздники проходят в каждом регионе и многие из тех, кого мы приглашали, оказались заняты на своих площадках. Но в Кировской области три Глинышка, например. Они могут работать одновременно в разных местах. Так же и с колобками из Ульяновска – их несколько, и они готовы ездить везде и позиционировать себя.
- Каким было сотрудничество с компанией «Летучий корабль», инициатором идеи игр?
- Наше сотрудничество в этом году ограничилось участием одного персонажа (Кикиморы) от них и проведением ими инфо-тура. А к организации мероприятия они не имели никакого отношения.
- Они сами устранились? Помнится, после первых игр у «Летучего корабля» и областного правительства случился конфликт. А теперь вы забрали их идею, получается.
- Они самоустранились, причем задолго до мероприятия. Во-первых их не устраивала дата, так как в это время у них проходит большое количество своих мероприятий. Мы, так сказать, дали им возможность заработать. Во-вторых, в определенный момент у «Летучего корабля» возникло желание сделать этот проект коммерческим. Это, конечно, для них, как для бизнеса, очевидно. В прошлом году, когда праздник готовился, рассматривался вариант продажи билетов на площадку «Заповедника сказок». Но оргкомитетом было принято решение пускать туда всех бесплатно, и «Летучий корабль» на этом не заработал. Все-таки это городская территория. И этот факт сыграл свою роль в самоустранении «Летучего корабля». Но, думаю, несмотря на это они получили огромный имиджевый эффект.
- Но идея все же им принадлежит.
- Мы везде указываем на это. Кроме того, именно с нашей подачи была зарегистрирована торговая марка игр.
- В следующем году игры планируются? Что-то в них изменится? Были мнения о том, что за два года праздник не стал интереснее: все игры и развлечения для детей банальны. Может быть, стоит привнести в них что-то более оригинальное?
- Хотелось бы. Проведен комитет по культурным мероприятиям. Слабые стороны мы отметили, выявили то, над чем нужно обязательно работать. Мне кажется, сами площадки для проведения мероприятий не очень удачны: Заповедник сказок слишком далеко от города, а Театральная площадь – либо под палящими лучами солнца, либо под дождем. Мы сейчас думаем об использовании одного из парков города. А что касается самих игр, может быть, они не настолько интересны для взрослых, но для детей, особенно приехавших из районов области, это праздник. Кроме того, это наши традиционные, всеми любимые сказки. Я не говорю, что все персонажи были очень колоритны, но большинство из них интересны.
- Да, особенно мне понравился Арлекин из Италии. А вот колобок был достаточно вялым.
- Да, Арлекин – профессиональный артист. А колобок… ему, видимо, было тяжело…
- Какой-то выхлоп в целом для региона от этих игр есть? Нас стали узнавать еще чаще?
- Нужно судить по количеству публикаций, каковых было немало, в том числе и в федеральных СМИ. Побывали у нас и многие ведущие туроператоры, оценили возможности нашего региона по приему туристов, разнообразие туристических маршрутов. Если такой работы раньше не велось совсем (я имею в виду, по привлечению большого количества иностранных гостей), то сейчас Кировская область застолбила за собой некое, можно сказать, ноу-хау и желающим приехать к нам есть куда обращаться.
- Недавно мы провели обзор различных летних фестивалей, проходящих в наших районах. Для чего они, по-вашему, нужны: для создания праздника самим жителям или для того, чтобы поднимать культурный рейтинг всего нашего региона?
- Нельзя сказать, что мы выполняем какую-то одну задачу. Когда мы планировали подобные мероприятия, акцент делался на межрегиональное сотрудничество. Это получилось. Но и люди, живущие на определенной территории, по-другому начинают относиться к себе. Сначала мы все делали сами, а потом попытались дать большую свободу местным властям. Вот, к примеру, в Кильмези, в Кирсе власти проявили инициативу. Конечно, мы помогаем. Но недавно было образовано новое учреждение – «Центр культуры и туризма Кировской области». Сейчас оно больше работает с районами.
- Что касается этого центра, он существует уже полгода. Первые итоги есть?
- Они и раньше работали с группами из других стран, прежде всего по студенческой линии. Сейчас основной их проект: лагерь в Советском районе на Немде. Он проводится уже в третий раз, правда, в этом году его пришлось эвакуировать из-за большого количества осадков.
- Но это для молодежи, а что касается в целом региона?
- Я думаю, об этом пока говорить рано. Мы пытаемся открыть туристско-информационный центр, где любой человек, приезжающий в наш город, сможет получить информацию о достопримечательностях и о мероприятиях, которые проходят в регионе. Это будут несколько точек в разных местах города.
- Вы тоже уже почти год на должности главы департамента культуры. Как ощущения, какие планы строите, что уже удалось реализовать?
- Не мне, наверное, судить, что удалось. Я понял структуру работы департамента, отработал механизмы взаимодействия с учреждениями культуры. Сейчас мы готовимся к Году культуры в России. Разработали план, и продумываем систему финансирования предстоящего года. Нужно сделать так, чтобы после проведения года культуры в России количество культурных людей в стране возросло. Естественно, без профессионалов в этой сфере, не стереотипно мыслящих и умеющих что-то сделать, не обойтись. Хотелось бы здесь что-то тоже поменять, подход к работе должен стать более прагматичным: культура должна работать не только на жителей региона. Туризм и культура должны быть взаимосвязаны.
- Один из стимулов для работников культуры – это, как ни крути, заработная плата. Насколько я знаю, в 2018 году она должна стать не ниже средней по региону?
- 30 тыс. рублей с копейками.
- Даже так? Не хило. В бюджете есть на это средства?
- Средств, естественно, нет, но ищем. Мы подписали «дорожную карту» нашей работы с Министерством культуры и там огромную роль, конечно, играет заработная плата. Мы взяли на себя даже повышенные обязательства, чем в среднем по России. В этом году средняя заработная плата работника культуры должна составить уже 60% (10,5 тыс. рублей) от средней по региону, и в 2018 – 100%. В этом году на это повышение потребуется около 220 млн рублей, а в следующем – уже более 400 млн рублей.
- Изменится и сам подход к оплате труда: все будет зависеть от эффективности работы учреждения культуры. А можно ли как-то подсчитать эту эффективность?
- Можно измерить количество посещений, или проведенных мероприятий. Но, к примеру, количество посещений библиотек каждый год снижается, и это естественный процесс: книги заменяет Интернет. Это должно стимулировать работников учреждений что-то менять в своей деятельности. Если, к примеру, совершенно одинаковые дома культуры в разных районах имеют разную доходность и показатели, то, наверное, вопрос здесь в руководстве. И дополнительных денег такому руководству никто не даст.
- Слышали ли вы о конфликте по поводу Рябово? Есть недовольные тем, как реконструируется усадьба братьев Васнецовых и куда тратятся деньги. Не недавнем заседании комитета стоимостью проекта возмущались и депутаты.
- Да, слышал, и начиналось это еще тогда, когда я сам был депутатом. И я, как и раньше, придерживаюсь той точки зрения, что объем выделенных средств слишком большой и не соответствует той отдаче, которую мы получили. Но формированием документации занимался не департамент культуры. Разрабатывал проект, проводил торги, искал подрядчика департамент строительства. Он же формировал и объем средств, необходимый для усадьбы.
- А что нужно было сделать, чтобы деньги реально отработали свое?
- В первую очередь на этой территории нужен активный человек, который смог бы изменить там всю систему. Музей, конечно, работает над этим, но так как он находится слишком далеко, у него не все хорошо получается. Должна быть отработана статья комфорта: чтобы люди могли покушать, переночевать.
- Но это же нереально.
- Почему? Мы над этим работаем. Вот, я недавно вернулся из Тамбова с конференции. Нас возили на усадьбу Рахманинова. Я не скажу, что у них ситуация лучше чем у нас, я бы даже сказал, что она хуже. Они вообще заявляют, что туристов у них нет, и они не собираются ими особо заниматься. Вот мы, к примеру, скоро постараемся помочь оснастить наши музеи аудиогидами, в том числе на иностранных языках.
- Но все же, что касается инфраструктуры в Рябово, вы тоже, как и Александр Галицких, уверены, что бизнес туда придет и все построит? Как-то очень сомнительно это звучит.
- Такие попытки, естественно, уже были. Александр Александрович не сам этим занимается – он, так же, как и я, верит людям, которые должны это делать. Занимался этим вопросом глава Зуевского района, который сейчас, к сожалению, находится в «специальных» местах. Он обещал нам, что есть люди, которые будут строить. Единственное, на чем мы смогли настоять - чтобы был выделен земельный участок с подведенным газом. Поэтому сейчас мы ждем инвестора. Но вот Пислегин уже не работает, спросить не с кого. К сожалению, воз и ныне там. Пока на этой территории не будет мужика, который придет и скажет: «Мне интересно, я готов вкладывать и развивать Рябово», ничего не изменится и конфетки не получится.
- Есть же там такой. Экс-директор Рябовского музея Владимир Кутергин. Он как раз ругал прошедшую реконструкцию и предлагал свое архитектурное видение усадьбы. Возмущался, среди прочего, он еще и огромной стоянкой для машин перед усадьбой, которую построили на месте бывшего кабачка.
- У меня тоже есть к этой стоянке замечания. Если ее перенести в сторону на 100 метров, стоимость ее уменьшилась бы в разы.
- Да к тому же, пока ее строили, дорогу в самом селе полностью разбомбили…
- Конечно. А на эти же деньги можно было всю дорогу и отремонтировать. Пислегин это и говорил: «Дали бы мне эти деньги, я бы тут все сделал». Но их зуевская компания и строила стоянку. Куда делись деньги? Я задал ему этот вопрос, а он развел руками.
- Не ясна судьба здания самого Художественного музея, точнее старого особняка Репина, который все еще завешан разрисованной пленкой?
- Давно готова проектно-сметная документация, которая на сегодняшний день требует актуализации (поскольку прошло уже несколько лет). Если мы эти работы проведем, и если все удастся, то в течение 2014 года мы это здание доделаем. Но еще раз повторюсь: если будут средства.
- Еще одно обещание департамента культуры – в 2013 году должен появиться и памятник Шаляпину.
- Он тоже включен в наш план. Я недавно встречался со скульптором, чтобы поговорить с ним об уменьшении памятника. Потому что те параметры, которые заложены под данную территорию, слишком большие. Не должен быть Шаляпин ростом в 4,5 метра. Он всегда позиционировал себя простым вятским мужичком. Он должен быть ближе к народу – так, чтобы с ним могли сфотографироваться. Хотя бы на его фоне. Вот я специально сфотографировал в Тамбове памятник крестьянину. (Павел Сырцев показывает на экране компьютера небольшую скульптуру).
- Достроен ли уже наконец Дом Витберга? Что в нем в итоге будет?
- Обсуждалось много вариантов того, что будет располагаться в этом объекте. Последнее, на чем мы остановились, это наше учреждение, которое является балансодержателем «Дома Витберга» — «Центр культуры и туризма». Центр образован путем слияния «Центра международного сотрудничества» и КЦ «Аполло». Учреждение переедет сразу из двух мест: с улицы Красноармейской, где оно сейчас частично находится, и из Театра кукол, высвободив там и там помещения.
- Когда будет переезд?
- Ждем, когда «КЧУС» закончит работу. По нашим данным, все должно было быть завершено еще полгода назад. Но сейчас они еще устраняют недоделки, и я надеюсь, что в ближайшее время это случится.
- А те творческие центры, которые располагались там раньше, туда переедут?
- Дело в том, что и союз писателей, и другие творческие союзы — это общественные организации, и мы не можем располагать их в своих учреждениях. Это не совсем целевое расходование бюджетных средств. Поэтому сегодня Дом Витберга под эти цели не рассматривается. К тому же там не так много помещений.
- Судьба «Детского космического центра» и музыкального театра уже определена?
- По «Детскому космическому центру» мы ждем открытия федерального финансирования. Все документы у нас готовы. Возникла проблема с главгосэкспертизой, которая на сегодняшний день нужна для всех объектов. Это требование ввели в этом году, а у нас все документы были готовы и сданы в прошлом году, когда его еще не было. Теперь получился замкнутый круг: федеральных средств нет, потому что нет главгосэкспертизы, а экспертиза не может принять проект, потому что нет документа о выделении бюджетных средств. Эта проблема от нас мало зависит, но, я думаю, что в ближайшее время все решится.
- А органный зал не выселяют еще из костела?
- Пока еще есть время. Католический приход, конечно, мечтает забрать себе это здание. Они думают, что содержать этот объект легко, но этот памятник требует серьезных финансовых средств. Пока у нас выработаны взаимоотношения, составлено расписание служб, берется небольшая арендная плата. Если бы они продолжали двигаться в этом направлении, для области это был бы самый оптимальный вариант. Но и план по строительству зала камерной музыки готов. Однако стройка все равно пройдет больше одного года.
- Расскажите о днях Франции?
- К сожалению, дни Франции отменяются: французская сторона прислала нам документ о невозможности приезда из-за финансовых трудностей. Причем инициатива проведения мероприятия исходила от них. Они взяли на себя обязательства оплатить дорогу, мы обещали их встретить, предоставить жилье, обеспечить площадками. Но этим письмом мы были несколько шокированы, потому что у нас нет возможности финансировать все полностью. Пока официально мы все перенесли на неопределенный срок.
- Что еще культурного планируется в ближайшем году сделать. Вот, я вижу, вы и плакат повесили специальный, чтобы все помнили, что следующий год – год культуры в нашей стране.
- Не совсем ущербный плакат?
- Вроде бы приличный.
- У нас запланирован огромный перечень мероприятий: и ремонт особняка Репина и здания Благородного собрания, строительство «Детского космического центр», зала камерной музыки. Мы постарались включить в нашу программу все эти мероприятия. Кроме того, организуем гастроли самых разных коллективов. Пока не говорю об этом подробно, потому что все должно быть финансово подтверждено. В этом году проведем конкурс «Скульптура под открытым небом». Благодаря ему мы сформируем некий список мест, на которых компании, неравнодушные ко внешнему виду нашего города, смогут устанавливать скульптуры.
- У нас будто скульптурный город. О стольких памятниках мы говорим последнее время...
- Ну, мы, на самом деле, отстаем в этом вопросе от Йошкар-Олы, например, Нижнего Новгорода. Хотелось бы больше активности.
- На себе чувствуете большую ответственность?
- Я всегда на себе чувствую большую ответственность. Год от года она не уменьшается. Был бы и рад с кем-то поделиться ей, но не получается...
Беседовала Елена Окатьева
Досье:
Павел Николаевич Сырцев, глава департамента культуры Кировской области.
Дата рождения: 1973 год, Киров.
Образование: Кировский политехнический институт.
Карьера: в 1995 году и с 2008 по 2010 гг. возглавлял рекламное агентство «Дизайн-Экспресс»; с сентября 1995 по июль 2008 гг. являлся генеральным директором «Телекомпании 9 канал» (Киров); с января 2011 по октябрь 2012 работал начальником Управления международных и региональных связей при Правительстве области; с октября 2012 года – глава департамента культуры Кировской области.